«Ветреная река»
Великобритания, Канада, США, 2017
детективный триллер
18+
Режиссер Тейлор Шеридан
Актеры: Джереми Реннер, Элизабет Олсен, Апесанахкват, Келси Чоу, Грэм Грин, Джон Бернтал, Джулия Джонс, Тео Брионес, Танту Кардинал, Эрик Ланж и другие
События развиваются в штате Вайоминг, на территории индейской резервации «Ветреная река» — тихого депрессивного присыпанного снегом поселка, окруженного скалами, куда сто лет назад силой согнали народ арапахо. Местный егерь (Джереми Реннер) находит лесу тело изнасилованной, избитой и замерзшей насмерть 18-летней девушки. Для расследования из Лас-Вегаса присылают молодую, неподготовленную к зиме, но совестливую агента ФБР (Элизабет Олсен) — последнее качество для этих мест необычно: в Штатах молодые коренные американки в резервациях пропадают без вести регулярно, но власти даже не ведут по ним статистику. От красивой молодой белой девушки из Вегаса тоже никто ничего не ждет. Но она, слабо пока соображая, куда попала, вдруг заручается поддержкой матерого охотника и погружается в мрачный мир американской глубинки, где либо сидят на чемоданах, либо выживают, либо доживают.
Фильм «Ветреная река» сделан практически без недостатков, строго, холодно и мастеровито. В ленте не найти ни одной лишней фразы, авторы не обронили ни единого случайного кадра или выстрела, история полна деталей и нюансов, но они сплетены в тугой узел: одни важны для авторского высказывания, другие придают ему социальной остроты, третьи — поэтичности. Реплики, из которых состоит скупое общение агента ФБР с местным населением, — коротки, но очень колки и быстро все объясняют. Любой поступок любого персонажа рационально замотивирован — нет сюжетных глупостей, здешний климат их не терпит (если не считать в этом смысле глупостью всякую дрянь, которую иногда творят люди). Лента постепенно погружает зрителя в свою атмосферу (не без помощи как всегда прекрасного тандема композиторов Ника Кейва и Уоррена Эллиса), и через полчаса, в пронзительной сцене дома у индейца — отца погибшей — понимаешь, что на этом сеансе время точно уже не потеряно зря, что бы дальше с фильмом ни случилось.
Впрочем, картина и потом не обманет. Хотя сделает несколько крайне неожиданных кульбитов, которые, с одной стороны, могут сильно сбить с толку, с другой — легко объясняются тем, какого эффекта автор пытается добиться. Даже, казалось бы, несуразно вклеенный без предупреждения флешбэк со сценой преступления (снятой, кстати, так сильно, что вызывает оторопь) быстро перестает смущать, если зритель вслушается, что с ним после этого происходит. Этот абсолютно нетривиально выполненный эпизод предельно усиливает ожидание развязки, будит в наблюдателе бытовую жестокость, жажду расправы с этими «темными духами» индейского леса. И с этим нагнетенным напряжением фильм снова обойдется изобретательно.
Судя по всему, Тейлор Шеридан получил режиссерский приз в Каннах за эту ленту совсем не просто так, и интересных приемов в «Ветреной реке» можно рассмотреть еще множество, но крайне сложно с первого раза. Картина настолько гипнотизирует и вовлекает, что зафиксировать и описать, как устроена эта магия, — очень трудно, фильм поглощает всё зрительское внимание без остатка. Тут как с хорошим фокусником, перед которым всякий раз воскликнешь: так, стоп, ну-ка покажи еще раз!
И в конце концов, это мощнейшее кино, условно говоря, про село. Кино, снятое по документальной истории, про людей, на которых плюнули до такой степени, что даже расследуют пропажи молодых девчонок крайне нехотя. И конечно, многие там спились, снаркоманились, сошли с ума и оскотинились. Но и остались еще вот такие люди-глыбы вроде героя Реннера. По каждому взгляду и слову которых понятно, что это глубоко несчастные люди. Но свое несчастье они проживают с таким величественным достоинством, что хочется бросить все, купить билет до Вайоминга, прилететь, найти их и обнять. Или просто посидеть молча полчаса с индейцем рядом.