Хабаровск — единственный город Дальнего Востока, который принял Startup Tour в этом году. Участниками мероприятия стали около семисот разработчиков, инноваторов и предпринимателей из Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской и Амурской областей, Еврейской автономной области, а также из Иркутска и Читы. Программу разделили на два блока: образовательный и собственно конкурс. Для участия в конкурсе было подано 128 инновационных проектов; из них отобрали 30 наиболее интересных.
Инноваторы
Из тридцати проектов, представленных в этом году на питч-сессиях, жюри выбрало девять победителей.
Информационные технологии:
1 место — Яна Фомичева (Система оптимизации продаж «Хотлид»)
2 место — Евгений Перельман (Система удаленного беспроводного контроля тонов сердца и процесса дыхания)
3 место — Станислав Лукьянов (АРВИЗОР)
Биологическое направление:
1 место — Ксения Халимонова (Проект разработки комплексной витаминно-минеральной добавки для сельскохозяйственных животных)
2 место — Евгений Перельман (Аппаратно-программный комплекс комбинированной диагностики холодовой гипперактивности дыхательных путей)
3 место — Мария Рыжкова (Торфо-бактериальный сорбент для утилизации отходов животноводства)
Индустриальное направление:
1 место — Александр Проценко (Разработка инжекционной установки для получения полимерных композиционных материалов)
2 место — Юрий Буценко (Универсальное нанополимерное вяжущее для дорожного асфальтобетона с использованием резины шинных отходов и ультразвуковой технологии)
3 место — Александр Снычков (Умные местные строительные материалы Дальнего Востока)
Расскажу более подробно про четыре самых, на мой взгляд, интересных проекта в форме конспекта — то есть от лица их авторов. Хоть и не все из них попали в число призеров.
Александр Проценко
Проект родился в рамках научно-исследовательской лаборатории полимерных композитов ПАО «АСЗ» и КнАГТУ. Задача была найти технологию, чтобы выпускать качественные изделия за короткий срок. Сейчас создание одного элемента для стойки корвета занимает полтора-два месяца. Мы предложили вариант с применением закрытого формования. Это позволит изготовить его за две недели.
Предприятия сталкиваются с тремя проблемами: большое количество брака, неперерабатываемые отходы и напряженная экологическая обстановка в рабочей зоне.
Решить их поможет переход от ручного формования к закрытому при помощи специализированных инжекционных установок. Они дозировано равномерно подают компоненты в форму, поэтому изделие получается высокого качества (рабочий не всегда правильно смешивает токсичные компоненты). Также все емкости дегазируются, и изделие получается без пор.
На российских предприятиях представлены в основном дорогостоящие зарубежные установки (на их стоимость влияет курс доллара). Наша установка по функционалу и техническим характеристикам не будет уступать им, однако стоимость ее значительно ниже. Мы проанализировали ресурсы российских поставщиков и смогли найти все комплектующие за исключением одного элемента, который можно производить у нас в городе.
Юрий Буценко
На Дальнем Востоке летом температура может подниматься до +35 °С, а зимой опускаться до –35 °С. Битум дорожный БНД90, который используется в роли вяжущего при производстве асфальта, по своим характеристикам не подходит ни одному региону Дальнего Востока. Старение асфальта происходит именно из-за температурных перепадов. Срок службы битума — максимум пять лет, но он и года не выдерживает. Как показала практика, с другим вяжущим срок службы может быть 15-18 лет. Необходимы универсальные материалы, которые могут работать как в отрицательных, так и положительных температурах.
Решение этой проблемы в освоении производства разработанного нами нового гранулированного нанополимерного универсального дорожного вяжущего. В России и за рубежом аналогов ему нет, именно по критерию универсальности: оно может функционировать как при высоких, так и при низких температурах.
Сегодня один из самых лучших материалов — ПБВ90. Он выдерживает нагрузки при температуре окружающего воздуха +26 °С градусов, и –25 °С. Наше вяжущее выдерживает нагрузку в +48 °С градусов и в –45 °С.
Две пробные партии асфальта мы укладывали прошлым летом в Октябрьском районе Приморского края, где идет строительство дороги и ходит в основном груженый грузовой транспорт. Одна партия укладывалась в жидком состоянии, условно говоря, вместо битума — наше вяжущее, а сама технология не менялась. Другая партия — холодные гранулы, которые засыпали горячим песком. Участок прошел испытания.
На первом этапе реализации проекта планируется запуск одной линии производительностью 4-5 тонн в сутки (120 тонн в месяц). Для этого необходимо 48 миллионов рублей. Выпускать вяжущее будем в гранулированном состоянии, его можно применять круглогодично. Применять битум можно только в теплый период времени.
Объемы первой очереди небольшие. Для сравнения: только для ямочного ремонта на один сезон для Приморского края необходимо 2000 тонн вяжущего.
Вера Соколова
По решению экспертов презентацию передали заместителю председателя правительства Хабаровского края по вопросам комплексного развития Комсомольска-на-Амуре Дмитрию Волкову.
Из-за некачественного контроля диспетчерами транспортных предприятия своих автобусов увеличивается время ожидания транспорта и количество пассажиров в салоне. Существует много решений этой проблемы, но в Комсомольске ни одно из них не реализовано.
Базовое решение — это оснащение транспорта бортовым оборудованием, которое передает информацию в программное обеспечение и мобильные устройства. Мы предлагаем единую систему, которая работает по следующей схеме: с транспорта с помощью GPS-трекера (или ГЛОНАСС) информация передается на сервер. С сервера распределяется на три части: автоматизированное рабочее место диспетчера, автоматизированное рабочее место в городской администрации и мобильное приложение для физических лиц.
Мы учли интересы трех сторон. Для диспетчера на предприятии важно знать расход топлива по какому-либо автобусу, как ездит водитель по маршруту, количество остановок. Администрации важно знать количество нарушений и ДТП по каждому предприятию. Физическим лицам — когда автобус прибудет на остановку.
Мария Филатова
Дисменорея — циклический патологический процесс, при котором в дни менструации появляются выраженные боли внизу живота. Эти боли могут сопровождаться другими симптомами: общей слабостью, тошнотой, рвотой, головной болью, головокружением, отсутствием аппетита, сухостью во рту, слюнотечением, вздутием живота, ощущением «ватных» ног, обмороками и другими эмоциональными и вегетативными расстройствами, повышением температуры тела до 37-38 °С. Сильная боль истощает нервную систему, способствует развитию астенического состояния, снижает память и работоспособность. Примерно 30-50 процнтов женщин детородного возраста страдают от дисменореи, при этом от 10 до 15 процентов каждый месяц в течение 1–3 дней нетрудоспособны.
Наше решение инновационный портативный аппарат «МУРКА». При возникновении болей, связанных с месячными, женщина прикладывает к животу аппарат. Частота его вибрации схожа с частотой кошачьего мурлыкания. Первым реагирует мозг — он блокирует избыточное поступление нервных импульсов. Легче становится сразу. Через некоторое время на колебания реагирует матка, она расслабляется боль уходит.
Конечно, можно попробовать положить кошку на живот, но вы не всегда сможете заставить ее сидеть на месте и мурлыкать. К тому же не у каждой кошки необходимая громкость мурлыкания.
На данный момент дисменорею лечат медикаментами. Они действуют только через 20-30 минут и имеют побочные эффекты: диарея, тошнота, рвота, печеночная и почечная недостаточность. У «МУРКИ» эффект проявляется с первых минут. Исследования показали, что боль полностью купируется через 3-30 минут.
Наш проект — победитель регионального конкурса «У.М.Н.И.К», конкурса молодых ученых — уже заявлен на патент. Запуск в серийное производство намечен на 2018 год. Цена будет определяться потенциальными партнерами, но, по нашим примерным подсчетам, аппарат может стоить около 1300 рублей.
В следующих публикациях мы расскажем, о том, как стартапам помогает инновационный центр «Сколково» и что говорили эксперты на своих лекциях.