Истории

Резидент «Сколково» Людмила Котова о граблях на пути российского инновационного бизнеса

В начале февраля в Хабаровске завершился региональный этап Open Innovations Startup Tour — это проект по поиску перспективных инноваций и развитию начинающих стартап-команд. «Флюгер» уже рассказывал, какие там были представлены проекты и как «Сколково» помогает стартапщикам. В этом материале Екатерины Папуловой — конспект лекции коммерческого директора компании NASTEC, резидента Сколково Людмилы Котовой о самых распространенных ошибках бизнесменов-новаторов.

2 марта 2017
Екатерина Папулова


9a193986001cc89605fcf7abbc9f324316d2890b

Людмила Котова родилась в 1959 году в Иркутске.
В 1982 году с отличием окончила Хабаровский политехнический институт (в настоящий момент ТОГУ).
С 1982 по 2001 года работала проектировщиком в ПИ «Дальгипротранс», программистом ЦНИИ Технологии судостроения, руководителем IT отдела Хабаровского филиала «Золото-Платина Банк», заместителем директора Хабаровского филиала компании R-Style.
В 2001 году основала компанию «Континент-Тау» (инжиниринговая компания по промышленной автоматике).
С 2000 по 2007 год являлась представителем департаментов «Цифровое производство и Непрерывное производство и приводы» фирмы Siemens на Дальнем Востоке.
С 2013 года по настоящее время является бизнес-ангелом проекта «Магнитно-инерциальный трекер TAU» и финансовым директором компании «НАСТЭК».
C 2012 года по настоящее время является членом Координационного совета по модернизации и инновационному развитию при губернаторе Хабаровского края.


Хабаровская компания «НАСТЭК» — разработчик носимого гаджета TAU Tracker. Это трекер-манипулятор, предназначенный для отслеживания перемещений человека в пространстве и передачи координат положения различных частей его тела в систему виртуальной реальности. На руке (или иной части тела) закрепляются датчики, трекер считывает перемещение датчиков в пространстве и переносит эти движения на виртуальный объект или роботизированный механизм.

tautracker

trackertauman4y7gbpz9_CrhrRBL

По сути, это дистанционное жестовое управление с довольно внушительным потенциалом применения.

Подробнее о возможных рыночных перспективах этой разработки можно почитать тут.


Людмила Котова

коммерческий директор ООО «НАСТЭК», резидент Сколково

Развивать инновационный бизнес в России — это как аттракцион: темная комната, в которой разложены грабли и нужно найти выход. Я занимаюсь развитием бизнеса уже больше двадцати лет и собрала свою коллекцию грабель.

Грабли № 1. Объять необъятное
Не пытайтесь создавать такую штуковину, которая может все и нужна всем. Пока мы метались с одним из наших продуктов, старались сделать устройство для всех, — появились конкуренты, которые предложили примерно такие же устройства, но раза в два дешевле. Мы не вышли на коммерциализацию этого продукта, но заработали достаточно хороший опыт.

Грабли № 2. Мой продукт нужен всем
Продукт не может быть нужен всем. Определитесь, с какой целевой аудиторией вы можете работать с наименьшими рисками и как можно быстрее.

Грабли № 3. Держусь намеченного курса
Стартап — это живой бизнес, не нужно придерживаться бизнес-модели как догмы. Мы работаем уже 15 лет и время от времени меняем курс, в этом нет ничего страшного. Если не идут продажи, — возможно, неправильно выбрана целевая аудитория. А может быть наоборот: аудитория выбрана верно, но что-то не так с самим продуктом. Меняйтесь вместе с рынком — это нормально.

Грабли № 4. Я знаю, чего хочет пользователь
Если будете основываться на вашем представлении, на представлении ваших друзей, то это путь не на рынок, а просто тешить свое самолюбие.

Грабли№ 5. Идеалы
Самый главный враг стартапа — перфекционизм создателей. Бесконечно оттачивать и улучшать — это потеря времени, денег.

Грабли № 6. Команда — навсегда
Всегда нужно быть готовым к тому, что даже близкие друзья, любой член команды может перегореть, заболеть, уехать, разочароваться в бизнесе.

Грабли № 7. Все в равных условиях
Разрабатывать электронику на Дальнем Востоке пока очень рискованно. Нам не хватает базы и компетенций, мало хороших специалистов, плюс длинное логистическое плечо. Это все риски высокотехнологичного бизнеса. До определенного момента мы могли себе позволить делать исследования в Хабаровске, сейчас мы воспользовались предложением «Сколково» и перенесли основную разработку в Москву.

Грабли № 8. Хороший продукт сам себя продаст
Не надейтесь на сарафанное радио. Как только у вас появился работающий прототип, который можно показывать инвесторам, начинайте его продвигать.

Несмотря на все то, что я рассказываю об ошибках и сложностях, не сдавайтесь. В конце концов, успех — это умение преодолевать грабли, бороться с неудачами. Учитывайте свой опыт, опыт менторов и коллег.


В следующих публикациях мы продолжим рассказывать, о том, что говорили эксперты Startup Tour в Хабаровске на своих лекциях.


Читайте также: