Кинорецензии

Ницшеанский триллер о двадцати четырех МакЭвоях

Редактор «Флюгера» посмотрел в «Факеле» новый фильм Шьямалана «Сплит».

21 марта 2017
Алексей Ларин

«Сплит»
США, 2016
триллер
16+
Режиссер М. Найт Шьямалан
Актеры: Джеймс МакЭвой, Аня Тейлор-Джой, Бетти Бакли, Хейли Лу Ричардсон, Джессика Сула, Иззи Коффи, Брэд Уильям Хенке, Себастьян Арселус и другие


Трех перезрелых школьниц похищает Кевин, у которого феерически поехала крыша. Крыша съехала настолько основательно и далеко, что личность Кевина в своем теле не появляется годами. Вместо нее там роятся более двадцати фактурных персонажей, поочередно «выходящих в свет». Причем общее тело их мало чем ограничивает: один может быть левшой, другой — правшой; один художник, другой ученый; у всех разные аппетиты и физические возможности, вплоть до сверхспособностей. Некоторые из личностей вполне безобидны — вроде манерного модельера Барри или 9-летнего шкета Хардвига, заразительно танцующего под ломовой дабстеп. Впрочем нередко в тело Кевина вселяются неуравновешенный педантичный Деннис в очочках, выглядящий натурально как серийный маньяк, или пугающе спокойная фемдом-госпожа Патрисия в строгой водолазке и юбке: они предчувствуют скорое появление еще одной личности — Чудовища, для чьего ужина и предназначены школьницы.

940x627_1_156224136b07c91d5e0ee8f6cc76daa7@1069x714_0xc0a839a4_658735241489659422

Пока две наименее смышленые жертвы похищения тщетно вынашивают план побега, третья — Кейси, с пронзительным взглядом страдалицы и явно более сложной душевной организацией, чем у подруг по несчастью, — знакомится и пытается наладить связь с разными альтер-эго Кевина, чтобы хитростью заставить их отпустить девушек.

split-mit-anya-taylor-joy

Индийский режиссер М. Найт Шьямалан — крайне неровный автор, способный снимать и шедевры вроде «Шестого чувства» или «Неуязвимого», и откровенно бестолковый мусор вроде «Девушки из воды» или «После нашей эры». Причем барахла у него половина фильмографии. Однако «Сплит» оказался одной из лучших лент Шьямалана.

split-mit-james-mcavoy

Здесь постановщику удалось не только смастерить крепкий психологически триллер, соблюдая все нужные компоненты жанра — от элементарного саспенса до «романтизации» зла — но и наполнить фильм драматическим высказыванием, вполне ницшеанским по содержанию и смелости. «Все, что меня не убивает, — делает меня сильнее» — если эту фразу о страдании как пути к Сверхчеловеку и можно экранизировать, то Шьямалан предпринял превосходную попытку, пусть и не лишенную недостатков и поводов для сомнения. Изъяны фильма (вроде не очень вразумительных параллельных историй про психиатра или детство Кейси и банальной дурости героинь) вылетают из головы в тот же миг, когда автор устраивает очередной экзистенциальный кувырок сюжета, то и дело подменяя жертву хищником, а охотника добычей.

split-mit-james-mcavoy-anya-taylor-joy-haley-lu-richardson-und-jessica-sula(1)

Впрочем, в «Сплите» есть еще одна прелесть — главная. Это Джеймс МакЭвой в роли сразу всех личностей Кевина. Актер тут играет просто запредельно, упаковывая каждый кадр десятками мимических па, перещелкивая персонажей за секунды и давая завораживающие крупные планы. Игра МакЭвоя — самое пугающее и очаровательное в «Сплите». Если вам нравится как несколько личностей одновременно играл когда-то совсем молодой Эдвард Нортон в «Первобытном страхе», то здесь этого в десять раз больше, и делает это МакЭвой, пожалуй, на голову круче. Номинация на «Оскар» для него теперь неизбежна.

kinopoisk.ru-Split-2833091

К слову, этой лентой Шьямалан с МакЭвоем подкинули проблем другому многострадальному голливудскому проекту — фильму про самого известного обладателя диагноза «расщепление личности» Билли Миллигана, сценарию к которому уже двадцать лет. На роль безумца утвержден Леонардо ДиКаприо, и МакЭвой бросил ему серьезный вызов, выдав ошалевшему и иногда посмеивающемуся зрителю от эпизода к эпизоду мастер-классы и по актерскому мастерству, и по макабрическому танцу.

split-mit-james-mcavoy-und-betty-buckley

В итоге, у Шьямалана получилось очень крепкое кино, где невозможно придраться ни к актерам, ни к атмосфере, ни к надоедливым бу-эффектам (их просто нет, жути автор нагоняет совсем иначе), ни к попыткам поговорить на сложные темы о детском насилии и трудностях социализации, с которыми сталкиваются жертвы.