«Зверопой»
США, 2016
мультипликационный мюзикл
6+
Режиссер Гарт Дженнингс
Коала по имени Бастер Мун не слишком эффективно управляет доставшимся в наследство от отца когда-то звездным, а теперь загибающимся театром: зрители не ходят, свет отключают за неуплату, банк требует вернуть долги. Мун то и дело поглядывает на фото, где папа триумфально открывает свой новый театр, и горюет, что похерил нечто великое. Чтобы перезагрузить свое богоспасаемое культурное учреждение, коала объявляет конкурс «Алё, мы ищем таланты» с главным призом в тысячу долларов. Единственная помощница Бастера — в буквальном смысле разваливающаяся от старости хамелеониха — случайно допечатывает к призу пару лишних нулей. У дверей театра выстраивается звериная очередь.
Тут и многодетная свинья Розита, и погрязший в папиных гангстерских делах горилла Джонни, и панк-дикобразиха Эш, и синатроподобный мышь-прохвост Майк, и чрезмерно эксцентричный швайне Гюнтер, и стеснительная слониха Мина, и еще тьма улиток, японских собачек (есть мнение, что это не собачки, а красные панды, но это не точно), лягушек, верблюдов, крокодилов и козлов. Персонажей можно перечислять очень долго — они очень объемные, почти каждый достоин самостоятельного спин-оффа.
Закончиться все должно феерическим шоу с кальмаровой подсветкой (не спрашивайте) для потенциального инвестора — престарелой эстрадной дивы. Но что-нибудь обязательно пойдет не так, хотя после просмотра «Зверопоя» кажется, что любые сюжетные ухищрения тут вторичны: до того музыкальные номера в «Зверопое» обаятельны и остроумны, что их можно смотреть как сборник мультяшных перлов в любом порядке и без тени скуки.
Студия Illumination, собственно, этим и отличается от DreamWorks или диснеевской Pixar: должно быть смешно, а воспитательность — необязательная опция, без которой кино хуже не становится. И мультфильм действительно гомерически смешон, причем не только для детей. Впрочем, обвинить «Зверопой» в отсутствии смысловой нагрузки нельзя. Только идеи тут несколько взрослее целевой аудитории (прокатное удостоверение выдано с пометкой 6+) и не проговариваются прямолинейно и подчеркнуто назидательно.
Между участниками мультяшного конкурса нет никаких конфликтов, они не пытаются перегрызть глотку конкуренту, мир шоу-бизнеса здесь не предстает перед юным зрителем «Домом-2». Зато коллизий хватает в обыденной жизни персонажей. Причем вполне типических, и, что характерно, практически все конфликты замыкаются на отношениях со старшим поколением. В подтверждение и горилла Джонни, которому не интересны папины грабежи, но разочаровать отца — недопустимо. И слониху Мину подталкивают к сцене именно родители. И сам владелец театра всей своей бурной деятельностью скорее отдает почтение отцу и вдохновляющей его старой артистке, а не грезит личным успехом.
Да и музыка в мультфильме, достойном называться полноценным мюзиклом, то и дело отсылает к зрелым стандартам качества: от Битлов до Стиви Уандера и Элтона Джона. К слову, на авторские права создатели мультфильма потратили многие миллионы долларов, и ой как не зря: по количеству упомянутых хитов двухчасовой «Зверопой» может успешно соревноваться со всеми сезонами «Доктора Хауса» вместе взятыми. К тому же исполнены песни блистательно. Это одна из самых эффектных фишек мультика: когда забитая зверюха, которой петь, казалось бы, не положено, дает такую голосину, которой только боги обладают. Болеть приходится за всех подряд, вплоть до японских собачек (которые, возможно, красные панды, и сами по себе готовый мем на все времена) и несправедливо раздавленной в самом начале повествования улиточки.
Сложно сказать, насколько легко мотивации героев будут считывать маленькие дети — им не до этого, им действительно невероятно смешно. Но и взрослому зрителю все это близко и понятно, как пять копеек, потому что объясняет очень многие наши поступки и порывы, даже самые безумные. Главное, чтобы папа похвалил и мама улыбнулась. А что еще может быть важнее?