Лица

«Нашему народу повезло находиться на месте отстающего»

6 июня 2016

Интервью Влада Рыткова, который учится в Останкино и уже снял свой первый короткометражный фильм.


В феврале студент Московского института телевидения и радиовещания «Останкино» (мастерская Владимира Хотиненко) комсомольчанин Владислав Рытков показал в «Факеле» свой первый короткометражный фильм «Саня». Картина уже демонстрировалась на фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» в Москве. Теперь автор решил выложить свою работу в Сеть, а «Флюгер» пообщался с Владом о кино, Комсомольске и России вообще.



Это твой первый фильм? Как он снимался, что было самым сложным в этом процессе?

Да, первый. Первая работа, которую мне не стыдно показывать.

Я снимал его у себя на родине в Комсомольске-на-Амуре. В месте, которое научило меня с малых лет ценить дружбу и отвечать за свои слова. Надеюсь, это не последняя моя картина, снятая дома.

Роли исполнили мои близкие знакомые и друзья детства. Признаюсь, в Москве мне не приходилось встречать такой заинтересованности, отдачи процессу и настоящей бескорыстной помощи: кто-то возил меня ночью смотреть локации, кто-то пропускал работу, чтобы до сняться в эпизоде, кто-то гнал на полной скорости по трассе, чтобы кадр получился более эффектным, а кто-то участвовал несмотря на то, что не очень то этого хотел. Все помогали чем могли. Я очень благодарен ребятам и моей семье за то, что они помогли мне воплотить свой замысел в жизнь.

Самым сложным, бесспорно, стал монтаж, который занял у меня примерно полгода. Я не прекращал работу, пока не убедился, что всё стоит на своих местах.

Я так понимаю, в фильме рассказывается реальная и какая-то довольно личная история. Если можно, чуть подробнее об этом?

Без личного отношения в русском реалистическом кино никогда не обходилось, и я не остался в стороне. Это честно, рассказывать о том, что знаешь, о том, что тебя волнует и трогает твою душу. А когда ты честен с людьми, когда ты открываешь им свою душу, то и они не остаются в стороне и отвечают тебе своими искренними переживаниями и духовной работой.

У меня был лучший друг, который, так же как и «Саня» выбрал не тот путь. Но заострять внимание на том, что это моя личная история, я думаю, особо не нужно, да и добавлять мне нечего, я всё сказал в своём фильме.

Фильм получился очень хмурым. Не только с точки зрения явно трагической истории, но и по общей беспросветной атмосфере. Комсомольск — почти как по стихам Пушкина в финале — предстает «мрачной пустыней». Ты именно таким видишь этот город? Или это художественная абстракция?

Жизнь многогранна и имеет множество цветов и оттенков, наш город не исключение. Я выбрал оттенок, который меня больше всего волнует, на котором сейчас очень важно сосредоточиться нам всем и попытаться что-то изменить.

Кто-то может сказать, что это чернуха, и что у них и так в жизни все не очень хорошо, зачем нему ещё такое смотреть? Я отвечу. Есть фильмы, которые тебя развивают, и есть фильмы, которые тебя развлекают. И то, и другое имеет право на существование. И то, и то должно быть, это бесспорно. Другое дело, когда человек закрывается, избегает духовной работы, предпочитая только просмотр развлекательных программ и комедийных фильмов. А тем временем проблемы у таких людей не решаются, но накапливаются, и просто заглушаются хохотом с телеэкранов. В скольких семьях сейчас приходят после работы, включают «ТНТ» и лежат на диване до самого сна, а сколько семей ужинает за одним столом и просто разговаривает по вечерам?

Необъяснимая боязнь духовной работы и просмотр только развлекательных фильмов под предлогом того, что «у меня и так в жизни проблем хватает», — это прямая деградация личности. Если личность не развивается, она деградирует — это незыблемый закон бытия, с которым не поспоришь. Человек превращается в батарейку подпитывающую систему, он перестаёт быть человеком.

Если мы не начнём думать об этих вещах, мы некогда не сможем их решить. Не просто думать, забывать и идти дальше, а анализировать и искать выход, решение, которое так часто нам подсказывает искусство, и духовность: будь то живопись, музыка, кино, или поход в церковь. Очень часто в этих вещах люди могут найти ключи к решению своих самых сложных проблем.

Еще о Пушкине в финале. «Пророка» обычно читают с пафосом, торжественно. У тебя его декламируют, будто изучая текст. Почему так? И вообще, почему именно этот стих был выбран для финала?

Понимаешь… Современники Пушкина говорили, что он зазнался, раз дерзнул написать такое. Но я понял, что Пушкин пишет это не для всех. Здесь нет никакого торжества и пафоса. Он пишет это для самого себя, очередной раз пытаясь разобраться в себе, познать себя. И в фильме «Пророк» был прочитан как-бы для самого себя, не для других…

И Саня кое-что для себя понял, что-то, что не было понятно другим.

Никого не смущает мат в ленте? Сейчас много спорят о том, насколько он вообще необходим и допустим в произведениях.

Я приносил этот фильм в свою школу и показывал его на собрании перед всеми учителями. После просмотра и продолжительного молчания аудитории одна из педагогов задала мне аналогичный вопрос, но не успел я начать отвечать, как несколько человек из зала тут же воскликнули: «А как здесь по-другому-то?!»

Думаю, что поступить по-другому было бы не честно. Мне пришлось наблюдать всё это своими глазами в детстве, почему я должен об этом молчать? Скрывать то, что происходит на самом деле? Реалистическое искусство неотделимо от жизни. Изменится жизнь, и искусство тоже изменится.

Более того. Я готов и даже стремлюсь не использовать мат, мне самому это не очень приятно. Но я смогу сделать это только тогда, когда это представится мне возможным.

Какие оценки фильм получил у друзей, преподавателей в Останкино? Как прошел на «Святой Анне»?

Люди не оставались равнодушными, и это лучшая награда для режиссёра. Кто-то критиковал, кто-то плакал, кто-то защищал картину, но никто не сказал просто «ммм… хорошая работа». Это лучшая награда для режиссёра.

И на «Святой Анне» московская публика, на удивление моего педагога из «Останкино» Себастьяна Аларкона, тепло приняла картину. После показа он сказал мне: «Зритель, оказывается, ещё не умер… Можно до него достучаться». Но жюри нам приза не присудило.

Ты видишь свой профиль в таких драматичных лентах или планируешь попробовать себя в других жанрах? На телевидении, например? Сейчас уже над чем-то новым работаешь?

Целесообразно бить в одну точку, особенно на первых порах, иначе рискуешь вообще нечего не сделать, бессмысленно распылятся. За два дела возьмешься — ни одного нормально не сделаешь.

Важна сфокусированность на цели, и чем меньше ты отвлекаешься, тем быстрее её достигнешь. И это применимо к любой сфере деятельности, к любой профессии: от воспитания детей до космических разработок. Нужно чётко определить для себя то, что ты хочешь сделать, и тогда результат не заставит себя ждать.

Но самое главное, что мне самому нравится создавать именно такие картины. Я не хочу и даже не могу, не имею морального права, делать что-то другое — веселиться, например, когда людям вокруг меня больно. Сейчас самое полезное, что я могу сделать для общества это научиться снимать настоящие хорошие фильмы, которые способны достучаться до сердец зрителей.

А по поводу телевидения… Скорее всего, нет. Это будет шаг в сторону.

У меня вообще есть вопрос: стоит ли его сейчас смотреть? И что этот просмотр нам даёт, а что отнимает? В каком состоянии телевидение находится сейчас и какие истинные цели оно преследует? Какое оно сейчас и каким должно быть?

Есть очень много людей заинтересованных в том, чтобы квадратный ящик приносил людям пользу, но им сейчас очень сложно: их мало кто понимает, им трудно найти единомышленников. Кто-то из них чувствует, что надо что-то менять, но сам пока не понимает, что именно. А кого-то ломают обстоятельства, и он присоединяется к общему потоку.

По поводу следующей работы — я уже давно работаю над новым короткометражным фильмом, съёмки которого начнутся осенью. Говорить что-то ещё бессмысленно — фильмы надо смотреть, а не пересказывать.

На кого ориентируешься в творческом смысле? Любимые режиссеры, фильмы. Что думаешь о современном состоянии кино — отечественном и западном?

Любой фильм Василия Сигарева, Юрия Быкова или Андрея Звягинцева. Это наши современники, и их картины будет очень полезно посмотреть и, возможно, переосмыслить своё отношение к русскому кинематографу. И, конечно же, фильмы Василия Шукшина, Андрея Тарковского, Глеба Панфилова, Марлена Хуциева, Петра Тодоровского, Ларисы Шепитько, Алексея Германа-старшего, Семёна Арановича — они для меня стали фундаментом, на который я смог опереться, а фундамент в строительстве играет главенствующую роль.

Ведь то, что сейчас в основном показывают на киноэкранах под названием «РУССКОЕ КИНО», к русскому кино не имеет не какого отношения. Заинтересованные только в личной выгоде люди зарабатывают деньги на отравленном, помещённом в информационный вакуум зрителе. И, конечно же, они делают всё для того чтобы зритель из этого вакуума не выбрался. Потому что, если это произойдёт, им придётся стараться, взрослеть душой, затрачиваться — а они этого не умеют, и я подозреваю, не хотят уметь. Так проще — ни чего не делать.

Западные режиссёры снимают о своей действительности, о своей жизни, они кладут свои истории на европейские реалии и имеют в этом успех. А наш соотечественник-режиссер, почему яростно убеждён: «То, что происходит вокруг меня, в моём доме, в моей стране, — абсолютно не интересно и не представляет не какой художественной ценности». И яростно принимается копировать шаблоны западных киноделов, получая на выходе второсортный продукт, который нашим людям не близок, а порой и непонятен вовсе. Да и у европейского зрителя своего западного кино хватает. Зачем покупать второсортный, третьесортный продукт, когда есть свой первый сорт, совсем тёпленький, и не надо везти его из-за границы.

Вот в такую ловушку попал наш кинематограф. Я помню, как в школе, делая свои первые ролики, мне было стыдно писать на родном языке название и свою фамилию в титрах. Мне казалось, что русский язык некрасивый и непривлекательный. И это проблема не только современных подростков, но и людей, показывающих свои работы широкой общественности, взрослых, состоявшихся людей. А посмотрите на вывески магазинов: повсюду названия на английском языке или английские слова, написанные русскими буквами «ЗЕ ЛАКШЕРИ ШУЗ ШОП», и всё это делают взрослые, состоявшиеся бизнесмены. Или назовут тренажёрный зал «City GYM» и думают: «ох как классно, красиво». А если перевести — аж смешно: «Городской тренажёрный зал» или «Тренажёрный зал в городе». Зачем использовать более бедный язык, если у нас есть свой богатый великий и могучий?

Я с этим комплексом справился путём изучения нашей истории, чтения нашей литературы, просмотра русских классических фильмов (я даже не подозревал, что они могут быть такими интересными). И пускай по началу мне было сложно, и я заставлял себя это делать, но со временем ко мне пришло осознание того, что не стоит стесняться себя и уж точно своего языка, языка наших предков. И теперь мне совсем не стыдно за свой язык и совсем не стыдно за нашу историю. Глупо стесняться огромного духовного наследия, которое оставили нам наши предки. Эти очень простые вещи стали такими сложными для понимания наших соотечественников.

Что из себя представляет учеба в Останкино? Вообще, сегодня многие творческие профессии отличаются тем, что обучаться им в вузах совершенно необязательно. Например, в журналистике хватает и филологов, и технарей, а те, у кого есть специальное образование, нередко говорят, что зря тратили на него время. Как в этом смысле дела обстоят в кино — ему обязательно нужно учиться?

Нечего сверхъестественного в Останкино не происходит. Если сам не будешь учиться («учить себя»), никто тебя научить ничему не сможет. Законы вселенной работают для всех одинаково, и творческий вуз — не исключение.

Другой вопрос, а хочешь ли ты учить себя этому? По-настоящему хочешь? Или просто: «ну не плохо было бы научиться…» — это не работает, нужно по-настоящему хотеть, так хотеть, как мы хотим есть или хотим в туалет. Если ты не будешь есть, то умрешь. Так же и здесь — должно быть полное ощущение того, что если ты не станешь тем, кем хочешь стать, ты умрёшь.

Большинство ребят абсолютно бездумно поступают в вузы. Кому-то родители сказали, куда поступить, кто-то просто «чтобы было» поступает. Этот выбор нельзя считать осознанным. Да и какой выбор может сделать человек который одиннадцать лет провёл в пассивном состоянии за школьной партой, изучая формулы и уравнения, которые в обычной жизни он не может применить. И ни разу за эти одиннадцать лет с ним никто не поговорили о настоящей жизни, которая его ждёт за стенами школы, за порогом родительского дома. О каком выборе может идти речь? Поэтому люди только после того, как они потеряли одиннадцать лет в школе, а потом ещё пять лет в вузе, начинают жить и чувствовать жизнь на себе. И только через ещё несколько лет скитаний находят себя в каком-то деле, находят дело, которое им по-настоящему нравится, а многие так и не находят. Самое страшное, что большинство так и не находит себя, молодые люди выбиваются из сил ещё на уровне университета, они больше в силах начать жить.

Современная система образования погрязла в своих комплексах и недоработках и не хочет признавать того, что она порочна. Из-за глупого страха признать свою неправоту эти люди каждый год губят судьбы миллионов молодых парней и девушек.

Что нам делать? Что делать юношам и девушкам, находящимся на стадии выбора? Не надо поступать в университет, если вы не знаете, зачем он вам! Если не знаете, где применить навыки, которые вы получите, никуда не поступайте. Идите, зарабатывайте деньги и учитесь жить! Вот так.

Лучше после школы идти трудиться, если не знаете, куда поступать. А ещё лучше начать это делать во время школы. Чем раньше, тем лучше — помогайте родителям в бизнесе, по хозяйству, летом зарабатывайте на карманные расходы. Познавайте жизнь, знакомьтесь, влюбляйтесь, изучайте мир. Это лучше, чем сидеть за пыльным столом ещё пять лет, «чтобы родители не расстроились». И в процессе вы поймёте, что вас действительно привлекает в этой жизни: кино или молекулярная физика, стихи или компьютерная инженерия, а может быть, педагогика, а может быть, космос. И тогда уже поступайте. А быть может, вам диплом и не понадобится вовсе. Не откладывайте свою жизнь — живите сейчас!

Вернемся к Комсомольску. Сейчас о судьбе города чрезвычайно много разговоров. В частности, о том, что делать, чтобы отсюда перестала уезжать молодежь. На твой взгляд, чего здесь не хватает, как можно сделать Комсомольск привлекательнее?

На самом деле, проблема не в привлекательности, не в количестве дорог, домов, уровне дохода. Молодёжь уезжает не поэтому. Сколько бы благ ни было у человека, ему всегда будет мало, даже если комсомольчане получат все деньги мира, счастливее они от этого не станут. Какое-то время, конечно, будет хорошо, ну а когда все пресытятся, что делать после этого?

Яркий пример — Европа. Население западных стран очень обеспеченно, но в итоге все-равно деградирует, тонет в похоти, вымирает и замещается выходцами из исламских государств. Тоже самое случилось и с Древним Римом: люди предали традиционные ценности, накопленные их предками, и скатились в яму. Это может случиться и с нашей страной и даже с нашим городом, когда у нас появится шанс иметь деньги.

Мы не так давно общались с девушкой, которая много путешествует, в том числе по Европе. Я как раз задавал ей вопрос о том, что происходит с европейскими странами, с тамошним обществом. Она утверждает, что с ними все в порядке, никакой деградацией даже не пахнет (во всяком случае, не более, чем везде). Ты свои представления о проблемах Европы откуда черпаешь?

А у меня друг пару лет назад ездил в Париж встречать Новый год… На площади около Эйфелевой башни он не нашёл ни одного белого человека.

Надо понять, что подразумевает твоя знакомая под отсутствием деградации. Наличие чистой одежды у людей? Приятная манера общения? Возможность вальяжно потягивать дорогой кофе и коктейли? Или мы всё же говорим о рассмотрении госаппаратом законов о педофилии, официальной поддержке церковью гомосексуальных браков? Или об обязательном сексуальном просвещении детей в школах? И этот список можно продолжать довольно долго. О чём мы? О хорошем материальном достатке коренных европейцев и уровне их образованности или о настоящих проблемах, которые ведут к сокращению коренного населения в европейских странах?

Традиционные ценности для того и существуют. Придерживаясь их, общество процветает, развивается, растёт, крепнет.
А всё, что сейчас продвигается западным миром под лозунгом «прогресса и развития», — это модели поведения, которые элементарно ведут к сокращению численности населения. «О вы в России не ставите под сомнение свою ориентацию? Ну вы дремучие…» «Тебе 18 и ты ещё девственница? Это же так скучно…»

Всё новое — это хорошо забытое старое. И этот европейский «прогресс» не исключение. Древний Рим пал именно из-за вседозволенности. Мужчины перестали быть мужчинами, а потом и вовсе варвары пришли и заняли их территорию, перебив ослабленных изнеженных римлян и присвоив себе их женщин.

Что такое настоящая свобода? Сейчас очень модно считать, что свобода это вседозволенность. Но вседозволенность неизбежно ведёт к деградации, о чём я говорил выше. Настоящая свобода — это свобода от потакания своим животным желаниям. Умение руководствоваться разумной составляющей нашего сознания, а не слепо подчиняться своим инстинктам.

В условиях высокого уровня развития, «сытое» общество в конце концов останавливается в развитии и деградирует. И этого можно избежать путём сохранения в своих сердцах смирения и почтения к опыту и традициям своих предков.
Нам, нашему народу в некотором смысле повезло находиться в данный момент на месте отстающего — это высвободило время для понимания вещей которых нашей стране следовало бы избежать.

Мне кажется, в твоих рассуждениях много перегибов. Общества, принявшие гомосексуальность как неизбежное явление, не предлагают кому-то ставить свою ориентацию под сомнение. Речь только о том, чтобы спокойно, нейтрально относиться к чужой ориентации, не тыкать пальцем в других людей и тем более не бросать в них камни.
И половое воспитание — это не культивирование ранних сексуальных отношений. Таковые были и в СССР, где уровень полового просвещения был крайне низким. Половое воспитание — это про значимость гигиены и контрацепции, про уважение к противоположному полу, про ответственность, про сексуальную этику. Чтобы дети узнавали об этом от квалифицированных педагогов, а не в подворотне или от проходимцев на ютьюбе, говорящих о межполовых отношениях, по сути, как о товарно-денежных.
Я уж не буду парировать высказывания по поводу выходцев из арабских стран, слишком сложная проблема. Но наша страна в этом смысле тоже не первая по благополучию, тюкать за это соседей у нас моральных прав не так уж много.
Я это к тому, что ты явно демонизируешь Европу, как это делают наши федеральные СМИ, но они этим занимаются явно из политических, а не этических побуждений.

Да я, на самом деле, не против Европы или Америки. И я понимаю, что и наши СМИ врут, и их СМИ врут. Все мы люди, главам наших государств не чуждо врать и искажать правду. Тут дело в другом. Я не против Европы, но я за наш народ, я хочу сделать что-то полезное для людей. И если мне в жизни представится возможность поучаствовать в искоренении лжи на наших каналах, то я с удовольствием этим шансом воспользуюсь.

Так вот. По поводу самого вопроса о Комсомольске… Чего не хватает нашему городу и нашей стране. Нам всем не хватает благодарности и смирения. Благодарности за все-то, что у нас уже есть, что мы имеем, и примирения с собой, с окружающей природой и с тем, что не в наших силах. Мы разучились благодарить и забыли о той внутренней силе, которой наделяет человека это чувство.

Природой в нас оно не заложено, но эту способность можно воспитать в себе. В этом нашему народу всегда помогала религия. Но, к сожалению, не так давно у нашего народа был отнят этот инструмент, выкорчеван с корнем из душ людей. Нам следует как можно скорее его вернуть. Снова бережно высадить семена в своих сердцах и сердцах своих людей. Вернуть себе то, что спасало наш народ в дни самых великих страданий. Смогли ли наши соотечественники выжить, закрепиться и не сойти с ума в Сибири? В этом суровом месте, не имея внутри духовной опоры и поддержки?

Православие — это единственный выход для нашего народа. Единственная возможность обрести счастье и перестать разменивать свою жизнь на мелочи. «Свято место пусто не бывает» — если у человека в душе нет бога, его место займёт что-то другое: либо другая религия (очень много русских молодых людей и девушек обращаются в ислам, буддизм, вступают в секты или обращаются в староверие), либо это место займёт всепоглощающий и разрушающий культ материального потребления. Всё это только разобщает наш народ: мы разговариваем на разных языках, хоть и произносим одинаковые слова.

Нашу страну не спасут никакие деньги, если русский человек не вернёт себе свою душу.


Материал подготовил Алексей Ларин
Фото Полины Струнниковой
6 июня 2016