Суть дела
С 1 сентября 2012 года в силу вступил Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот документ по-новому прописал категории информационной продукции с точки зрения ее пригодности для разных возрастов. Под информационной продукцией здесь понимается многое — от литературных произведений до массовых мероприятий. Поскольку контекст данной статьи задан именно кинопрокатом, мы будем здесь говорить о фильмах.
Документ делит кинопродукцию на пять категорий:
- информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет (0+) — по сути, это означает, что фильм можно показывать кому угодно
- информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет (6+)
- информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет (12+)
- информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет (16+)
- информационная продукция, запрещенная для детей, — детьми в России считаются все лица, не достигшие 18-летия (18+)
Выставлением рейтингов занимаются непосредственно производители или прокатчики фильмов с привлечением аккредитованных экспертов и экспертных организаций, в состав которых должны входить люди, обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии и детской психиатрии. Создатели фильма получают такое экспертное заключение и передают его (с пакетом прочих документов) в Минкульт РФ, который должен выдать прокатное удостоверение.
Все описанное выше на данный момент большинству россиян уже более-менее понятно. Однако регулярно возникает несколько вопросов:
- можно ли ребенку идти на фильм, не соответствующей его возрасту, с родителями
- как это контролируют
- в конце концов, как это устроено в других странах.
Можно ли с родителями
Большинство граждан убеждено, что вышеупомянутый Закон носит рекомендательный характер для родителей, чтобы они, опираясь на эту экспертную оценку могли принять решение — вести или отпускать детей на фильм или нет. Именно так подобная рейтинговая система работает в США. У нас — нет. Российский закон не просто маркирует продукцию, а напрямую запрещает ее к распространению. В российском законе речь идет об «обороте информационной продукции». Оборот — это распространение, продажа, прокат, публичный показ и тому подобное.
Очевидно, что оборотом информационной продукции родители обычно не занимаются (кроме показа фильмов детям дома, но об этом позже) — речь в этом законе идет не об ответственности потребителей информации, а именно о кинотеатрах и дистрибьюторах. По сути, закон запрещает кинотеатрам показывать детям не предназначенные для них фильмы.
Кроме того, формулировки, встречающиеся в законе, оставляют некоторый простор для трактований. Например, вернемся к определению оборота информационной продукции:
Оборот информационной продукции — предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.
Формулировка «предоставление и распространение, включая…» делает приведенный список фактически открытым: согласно сложившейся правоприменительной практике, после слова «включая» приводятся примеры, не исключающие появления в этом ряду и других случаев. Это означает, что на не упомянутые в перечне непубличные показы запрет тоже может распространяться. В том числе и в случае, если организатором такого показа выступает не юридическое, а физическое лицо.
Вернемся к заданному вопросу: может ли родитель привести своего, например, 14-летнего ребенка на фильм для 16-летних. В общем случае нет. Исключение закон делает только для категории 12+: пункт 5 статьи 11 предписывает, что на такие фильмы могут приходить
либо сами дети по достижении 12-летнего возраста, либо дети от 6 до 12 лет в присутствии родителей. В других категориях таких послаблений нет. То есть родители могут привести 9-летнего ребенка на фильм 12+. Но на фильм 16+ уже сопроводить не смогут даже 15-летнего.
Более того. Семейный кодекс РФ обязывает родителей заботиться о нравственном развитии детей и не причинять вреда их психическому здоровью. Есть также 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где говорится о правах детей на защиту от вредной информации, а все в том же Семейном кодексе есть параграф и о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. Таким образом, легко можно себе представить, как сильно возбудятся органы опеки, если выяснят, что какой-то родитель систематически показывает своему чаду фильмы 18+.
Как это контролируют
Есть несколько способов выявить несоблюдение администрацией кинотеатра требований закона о защите детей от вредоносной информации. Первый — проверки прокуратуры. Именно прокуратура вправе возбудить дело о данном административном правонарушении. Правда, устоявшейся практики рейдов по стране нет: в каких-то городах прокуроры приходят с проверкой раз в год (проверяется не только допуск детей на сеансы, но и наличие всех необходимых возрастных маркировок на рекламных материалах, билетах и перед началом фильма), в каких-то — не приходят совсем.
Второй вариант — наиболее распространенный — жалоба кого-то из посетителей кинотеатра, если он обнаружит на «взрослом» фильме ребенка.
Штраф для юрлица (то есть кинотеатра) здесь может составить 20-50 тысяч рублей или вообще приостановление деятельности на 90 суток (на практике обычно обходятся минимальным штрафом). Многие родители, которые умоляют контролера пустить вместе с ними ребенка на взрослый фильм, не понимают этих чисел. Поясним на примере. Возьмем средний сеанс с билетами по 250 рублей. Если это не настолько востребованный прокатный хит, как «Дэдпул», то рассчитывать на более чем сто проданных билетов кинотеатру приходится нечасто. Итого 25 000 рублей выручки. Половину сразу можно отнять — обычно именно 50% забирает себе дистрибьютор, передавший кинотеатру фильм для проката. То есть даже если не вникать в дальнейшие тонкости налогообложения, с сеанса кинотеатр получает явно значительно меньше, чем может составить сумма даже минимального вероятного штрафа. С экономической точки зрения рисковать и идти навстречу таким детям и родителям для кинотеатра — самоубийственно.
Есть, кстати, еще один важный нюанс. Дело в том, что закон, который мы рассматриваем в этой статье, не запрещает кинотеатрам продавать детям билеты на взрослые фильмы. Конечно, кассир может попросить показать паспорт или просто предупредить, что если зритель не достиг нужного возраста, то на сеанс он не попадет. Но большого смысла в этом нет: ребенок может попросить купить билет старшего, и подвох выяснится уже при его попытке попасть в зал. Закон запрещает показывать ребенку взрослый фильм. То есть продать билет вам могут вообще без колебаний, а вот на сеанс по нему не пустят.
Несчастный обладатель билета обязательно понесет его обратно в кассу, чтобы вернуть свои деньги. Но рассчитывать ему здесь придется только на лояльность политики администрации кинотеатра — деньги могут и не отдать. Билет в данном случае является публичным договором, и Гражданский кодекс РФ позволяет поставщику услуг (в данном случае кинотеатру) не выполнять условия этого договора, если это оказывается невозможным по вине самого потребителя. Если кинотеатр предпринял все определенные законом меры оповещения зрителей о возрастных ограничениях фильма, а слишком юный зритель билет на такой фильм все равно купил, то — с формальной точки зрения — администрация кинотеатра может посетителя на сеанс не пустить, а деньги не возвращать. На практике кинотеатры обычно не идут на такой конфликт с клиентами и деньги за билеты все-таки возвращают. Но теоретически могут этого не делать, и закон будет на их стороне.
Для физических лиц (помните, мы говорили, что запрет может действовать не только на публичный показ) штраф определен в размере 2-3 тысяч рублей. С конфискацией предмета нарушения: сложно представить себе, что в 2018 году это будет DVD-диск; скорее всего таким носителем окажется компьютер или ноутбук. По общей практике, если, например, системный блок изымают в следственных целях, увидите вы его снова только через год-полтора, вряд ли раньше.
Другие страны
Аналогичные системы регулирования существуют в большинстве других стран. Возьмем в качестве примеров несколько.
США
В США функционирует Система рейтингов Американской киноассоциации (Motion Picture Association of America — MPAA). Эта некоммерческая и неправительственная организация объединяет крупнейших кинопроизводителей и отстаивает их бизнес-интересы. В нее входят все шесть гигантов: The Walt Disney Company, Sony Pictures, Paramount Pictures, 20th Century Fox, Universal Studios, Warner Bros.
Черта, которую очень важно подчеркнуть: эта ассоциация не является государственным органом и не учреждена правительством. Она возникла в силу желания самих производителей кино оградить себя от вмешательства государства. Поскольку у государства в разное время все-таки возникало множество вопросов к содержанию кинопродукции — ведущие игроки отрасли сочли наиболее приемлемым создать свой внутренний механизм саморегуляции, чтобы у правительства не было острой необходимости вмешиваться.
В России такую ассоциацию пока представить себе невозможно. Массовое кино здесь развилось в период максимального разгула цензуры и рассматривалось в первую очередь как инструмент пропаганды. Поэтому государственный надзор — а точнее сказать полная монополия на производство фильмов — оставалась целиком за профильными комитетами СССР. Соответственно съемки, рекламу и прокат финансировало всегда тоже государство.
В США кино изначально складывалось как бизнес, и игроки этого рынка были заинтересованы в защите своих интересов — в том числе и от нападок консервативно настроенных чиновников. Для этого они и создали Ассоциацию.
В СССР сама мысль о защите частных интересов от интересов государства — была подрасстрельной.
В России рынок кино стал возможен только в 1990-х, но по ряду причин не случился ни как эффективный и цивилизованный рынок, ни как рынок вообще. В 21 веке российское государство тоже не стало (или не смогло) стимулировать появление такого рынка, а позже напротив решило, что лучше возглавить этот беспорядок и настроить его в ручном режиме. За свой счет — но и с требованием от производителей соблюдать интересы государства. Частное финансирование кинопроизводства до сих пор остается не слишком распространенной практикой, а материальные возможности таких продюсеров заметно более скромные, чем у двух главных государственных инвесторов — Минкульта и Фонда кино.
В этом фундаментальном различии американской и российской индустрий заложены все причины и того периода, который связан в умах обывателей с мантрой «русское кино в жопе», и того периода, когда от пропагандистского кино невысокого качества было не продохнуть, и нынешнего периода, когда отечественное кино в целом и стало показывать явный качественный рост, и стало завоевывать лояльность аудитории (рекордные кассовые сборы «Движения вверх» тому подтверждение — притом не единственное). Безусловно, в каждом периоде были прекрасные исключения, но они были редки, а остальное кинотеатры старались не показывать — отечественный зритель в это время смотрел «Матрицу», «Звездные войны», «Бойцовский клуб», «Гладиатора», и русскому кино было крайне сложно подобраться к зрителю.
Вернемся к Штатам и их MPAA. Как можно понять из сказанного выше, рейтинг MPAA создавался не с целью контроля, а как инструмент самоцензуры, для минимизации конфликтов с наименее либерально настроенными субъектами. На сайте рейтинга особенно подчеркивается, что система работает только, чтобы помочь родителям принять решение, подходит ли фильм для их семьи: «Фильмы погружают детей в совершенно новые миры, и вы можете помочь сделать это путешествие наиболее комфортным, увлекательным и полезным». При этом ни слова о цензуре, оценке фильма с качественной стороны. Примечательно, что сама рейтинговая комиссия формируется под каждый отдельный фильм случайным образом из родителей (поэтому о ее составе никогда ничего неизвестно).
Соответственно категории в этом рейтинге носят исключительно рекомендательный характер — причем именно для родителей: стоит показывать такое кино ребенку или нет. Относятся к нему, впрочем, серьезно — в это поборники строгой государственной цензуры всегда плохо верят, но это каким-то чудом работает. Чем взрослее рейтинг, тем сложнее получить широкий прокат и обширную рекламу. Без конфликтов не обходится: раздача категорий происходит непрозрачно (в силу всегда случайного состава комиссии, толерантность к тем или иным темам и сценам у ее членов может сильно колебаться), а результаты не всегда понятны производителям кино и зрителям. Противоречия, впрочем, случаются не так уж часто, а сама система рейтинга главным образом зависит от настроений в обществе.
Тем не менее до сих пор здесь существуют пять категорий:
- G (General audiences) — фильм демонстрируется без ограничений
- PG (Parental guidance suggested) — детям рекомендуется смотреть фильм с родителями
- PG-13 (Parents strongly cautioned) — просмотр не желателен детям до 13 лет; рекомендуется, чтобы дети смотрели фильм в присутствии родителей
- R (Restricted) — лица, не достигшие 17-летнего возраста допускаются на фильм только в сопровождении одного из родителей, либо законного представителя
- NC-17 (No One 17 & Under Admitted) — лица 17-летнего возраста и младше на фильм не допускаются
Обычно категория сопровождается емким комментарием, объясняющим причины такой оценки: секс, насилие, брань, сцены употребления наркотиков и т.п.
Стоит сказать, что современному рейтингу MPAA предшествовал так называемый Кодекс Хейса. Голливудская киноиндустрия в свое время прошла весьма тернистый путь цензуры: с 30-х по середину 60-х годов там действовала система консервативного республиканца и пресвитерианского пастора Уильяма Хейза. В той или иной степени не приветствовались или вовсе запрещались: упоминания наркотиков; сцены с обнаженными актерами и «соблазнительные» танцы; «сцены страсти» (то есть просто поцелуи и объятия) допускались только в ключевых сюжетных эпизодах, их длительность и откровенность были ограничены (в буквальном смысле — для проверки включали секундомер, а ноги целующихся должны были твердо стоять на земле); намеки на гомосексуализм или межрасовые связи; «белое» рабство; положительное изображение супружеской измены; демонстрация сцен убийства; издевательство над религией, священник на экране не мог быть злодеем или комическим персонажем; неуважительное обращение с американским флагом и прочее. На съемочных площадках всех терроризировали «контролёры бюстов», проверявшие на предмет соответствия нормам приличия пышные формы актрис, а также длину юбок и чулок. В 60-х в Америку хлынули фильмы итальянского неореализма и французской «новой волны» — и кодекс Хейса стало больше невозможно принимать всерьез. В 2011 году Владимир Путин в статусе премьер-министра посетовал, что нам не достает чего-то подобного кодексу Хейса. Он, впрочем, отмечал, что говорит о самоконтроле производителей кино. Но мы уже указывали, что без полноценного рынка ни о каком самоконтроле речь идти не может — кто кормит отрасль, тот и диктует правила.
Великобритания
Британский совет по классификации фильмов (British Board of Film Classification, BBFC) — неправительственная организация, ответственная за национальную классификацию и цензуру фильмов и видеоигр в Великобритании. Здесь ситуация похожая на США, но не полностью. Формально в Британии лицензии на прокат фильмов выдают местные власти. Чтобы не быть в зависимости от решений чиновников и хоть как-то контролировать ситуацию, кинопроизводители создали такой Совет и сами финансируют его работу. В 99% случаев власти соглашаются с решениями Совета. Категорий здесь семь:
- U (Universal) — для всех
- PG (Parental Guidance) — для любой аудитории, однако некоторые сцены могут оказаться неуместными для детей до 8 лет, потому рекомендуется присутствие родителей
- 12A — лицам до 12 лет необходимо присутствие родителей
- 12 — детям до 12 запрещено покупать или брать в прокат (только для DVD и прочих видеоносителей)
- 15 — дети до 15 лет не допускаются
- 18 — зрители до 18 лет не допускаются
- R18 (Restricted 18) — можно демонстрировать только в специализированных кинотеатрах или продавать в специализированных магазинам только лицам, достигшим 18 лет
В прессе пишут, что деятельность BBFC прозрачнее, чем MPAA, ее состав известен всем. Без критики не обходится, но часто в Британии, которая славится своим консерватизмом, одни и те же фильмы получают более мягкий рейтинг, чем даже в США.
Германия
Немецкая система похожа на английскую и американскую. В 40-е годы прошлого века здесь вводили киноцензуру, но к концу десятилетия ее заменила негосударственная система Добровольного саморегулирования киноиндустрии (Freiwillige Selbstkontrolle der Filmwirtschaft), управляет ею Руководящая организация киноиндустрии (Spitzenorganisation der Filmwirtschaft, SPIO), но на решения FSK она не влияет, а финансируют систему участники медиаотрасли. Формально оценивать фильмы в FSK не обязательно, но все добровольно (как и подчеркивается в названии) следуют правилу непременной сертификации в системе, а фильмы ее не прошедшие — причисляются к категории «только для взрослых». Действуют пять категорий, которые полностью совпадают с российскими:
- FSK0 — без ограничений
- FSK6 — для зрителей 6 лет и старше
- FSK12 — подходит для детей 12 лет и старше, а также для детей 7 лет и старше в сопровождении родителей
- FSK16 — подходит для зрителей 16 лет и старше
- FSK18 — подходит для зрителей 18 лет и старше
Решения FSK носят исключительно рекомендательный характер, но имеют заметное влияние. Например, категорию FSK18 в прокатной отрасли не любят (но и фильмы удостаиваются такой оценки нечасто).
Франция
Есть резонная гипотеза, что настройку российской киноиндустрии в Минкульте регулярно подсматривают во Франции. В киношном смысле эти страны действительно частично родственны. Во Франции так же велико влияние государства на отрасль — в частности в том, что госбюджет там финансирует огромный поток фильмов. Также это происходит и в России последних лет. Дискутировать о том, кто должен регулировать индустрию — государство или рынок — можно бесконечно. Эти споры в разных отраслях экономики ведутся по меньшей мере со времен Адама Смита. Это просто разные модели. И французско-российская имеет свою логику и свои резоны. Критики реагируют на работу этой модели с нескрываемым раздражением: почему я, налогоплательщик, все время финансирую какое-то вопиющее говно? Главную партию в этой опере уже несколько лет тянет Bad Comedian. Во Франции на это отвечают известной поговоркой: «Без Бессона нет Брессона» (Люк Бессон — один из наиболее успешных создателей французского массового кино; Робер Брессон — один из наиболее известных французских мастеров авторского кино). И элитарное кино, и попсовое здесь существуют в одной экономической системе, и если даже самый легкомысленный и пустой фильм собирает хорошую кассу в кинотеатрах — он собирает ее и для сильных авторов, которые на эти деньги могут снять что-то выдающееся.
Другое дело, что российские чиновники часто апеллируют к французской системе поддержки кинематографа по поводу и без такового. Одним из самых ярких примеров этого является инициатива ввести квоты на показ отечественных фильмов в российских кинотеатрах: не менее то 20, а то и 40 процентов. Анекдот в том, что во Франции, в сторону которой кивают в нашем Минкульте при каждом разговоре о квотах, такая система существовала только в середине 20 века и всего несколько лет, а потом была отменена. Сегодня французские кинотеатры ни к чему не обязывают, но если они показывают более 40% определенных фильмов, то они получают государственную поддержку. Причем речь может идти не о французских картинах, а, например, об авторском кино — и не важно будет это их Годар или наш Звягинцев.
Вернемся к главной теме. Во Франции, как и в России, разрешение на прокат фильма выдает Министерство культуры: специально созданная Комиссия по классификации фильмов (в нее входят чиновники, кинодеятели, специалисты по кино и молодежь) при Национальном центре кино и анимации (Centre national du cinéma et de l’image animée (CNC)) отсматривает картины и выносит свой вердикт, который визирует министр. Существуют четыре возрастные категории:
- U — для любой аудитории
- 12 — запрещен к показу детям до 12 лет
- 16 — запрещен к показу детям до 16 лет
- 18 — запрещены к показу зрителям до 18 лет
Пожалуй самое существенное отличие французской системы рейтингов от российской в том, что хоть во Франции этим и занимается государство, но сама страна и общество в целом всегда отличались весьма либеральным отношением к предметам культуры, поэтому тиранствовать здесь не принято — по статистике, 80% фильмов выходят с рейтингом U.
Япония
До Второй мировой в Японии киноцензурой занималась полиция. После войны эту привилегию отобрал себе Генштаб союзных войск, оккупировавших страну на семь лет — по сути, это были США, поэтому некоторое время здесь функционировало что-то вроде кодекса Хейса. Впоследствии японская классификационно-рейтинговая организация, получившая название Eirin (сокр. от Eiga Rinri Kikō — Film Classification and Rating Organization), обрела самостоятельность. Здесь существуют две группы категорий — неограниченные (Unrestricted) и ограниченные (Restricted), по две категории в каждой:
- G — для любой аудитории
- PG12 — лицам до 12 лет необходимо присутствие родителей
- R15+ — лицам от 15 лет
- R18+ — лицам от 18 лет
Кинотеатры законодательно обязаны проверять возраст всех посетителей. В случае нарушения порядка допуска зрителей на фильм категории R, наступает уголовная ответственность — наказывается штрафом или даже тюремным заключением.
Аналогичные системы существуют в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Нидерландах, ЮАР, Италии, Португалии, Румынии, Польше, Сингапуре, Малайзии, Южной Корее, на Украине и в других странах. Ознакомиться с правилами работы некоторых из них можно в подборке Google.
Как правило работает система апелляций, в некоторых странах при соответствующих рейтинговых организациях существует по два комитета — один для рассмотрения жалоб кинопроизводителей (обычно они ратуют за смягчение рейтинга), другой — для организаций по защите детей (они в основном требуют ужесточить оценку). Судя по информации о таких апелляциях, которую редакции удалось найти в открытом доступе, чаще фильм получает более мягкий рейтинг, после чего некоторые требуют его ужесточить. В США широко распространена практика, когда отснятую и смонтированную в черновом варианте картину продюсеры возвращают на перемонтаж, чтобы исключить сцены, из-за которых фильм получил слишком жесткий рейтинг. В «России» подобным примером компромисса может служить фильм «Викинг», выходивший в прокат сразу в двух версиях — 12+ и 18+.