«Дама пик»
Россия, 2016
триллер, производственная драма
16+
Режиссер Павел Лунгин
Актеры: Ксения Раппопорт, Иван Янковский, Мария Курденевич, Игорь Миркурбанов и другие
В московский театр из эмиграции возвращается знаменитая оперная дива София Майер (Ксения Раппопорт). Она хочет поставить оперу Чайковского «Пиковая дама» по Пушкину, с которой когда-то начала свою карьеру, на сцене, где дебютировала в молодости. Роль старухи-Графини она берет на себя, партию Лизы отдает своей племяннице, которую пообещала сделать «знаменитой оперной певицей» (Мария Курденович), а Германном назначает худрука театра, явно не вписывающегося в новаторский стиль постановки.
Еще в театре служит молодой актер Андрей (Иван Янковский), буквально одержимый ролью Германна, которая ему не досталась. Он начинает выпрашивать у оперной звезды отдать ему главную партию. Для этого юноша не только навязчиво демонстрирует свои вокальные данные, но и пытается стать пушкинским героем в реальности, ставя на карту собственную жизнь.
Новый фильм режиссера Павла Лунгина («Такси-блюз», «Олигарх», «Остров», «Царь») блещет сразу с нескольких сторон. Но в первую очередь, это актерская игра на грани фола. Для Раппопорт это, безусловно, ярчайшая роль в карьере — она с нескрываемым удовольствием смакует образ оперной дивы, манипулирующей всеми вокруг и постоянно заигрывающейся: как артистка ее София потеряла грань между реальностью и сценой, а как азартная женщина (в буквальном казиношном смысле) — между жизнью и игрой. Натурально умопомешанный Андрей-Германн — неудачник по жизни, одержимый ускользающей возможностью взять актерскую и жизненную высоту, которая, он убежден, придумана именно для него. Театральную задачу он решает «по Станиславскому» с максимальным перегибом. И на исполнение киношной роли это тоже накладывает отпечаток — Янковский, с одной стороны, явно переигрывает, с другой — это не оплошность артиста, а авторская задумка.
У Лунгина в этом фильме все избыточно театрально, на грани китча. Локации похожи на сценические декорации, костюмы вычурны, второстепенные персонажи зачастую карикатурны (что, впрочем, делает их более выразительными, а не нелепыми), мимика актеров на крупных планах чрезмерна — будто они на театральной сцене, и работу их лицевых мускул должно быть видно из средних рядов. При этом Лунгина ни разу не подводит чувство меры и вкуса — он всюду соблюдает минимальную безопасную дистанцию, едва доходя до пошлости, но не скатываясь в нее, возбуждая в зрителе легкое чувство неловкости, которое постепенно превращается в ощущение опасности, исходящей от героев. Нелепые флешбеки о том, как Андрей обрел взрывающий лампочки (серьезно) голос, утонув в проруби; пьяные похождения в казино; брачные заигрывания персонажей — сперва вызывают умиление, но постепенно улыбка исчезает, и почти комедия становится полноценным психологическим триллером.
Сюжет о том, как артист маниакально переносит свою роль в жизнь, — уже эталонно постмодернистский. Но в размышлениях о природе творчества Лунгин оказался более жестоким, чем можно было ожидать. В «Острове» и «Царе» отец Анатолий и Иван Грозный (оба в блистательном исполнении Петра Мамонова) тоже вытворяли над собой (да и не только над собой) нечеловеческие эксперименты, чтобы приблизиться к желаемому образу. Но это было то ли их осознанным выбором, то ли действительно предназначением. В «Даме пик» же автор сильно спутывает карты и заставляет зрителя додумывать реальную подоплеку сюжета. И при определенном ракурсе его Андрей-Германн — уже не только самоистязатель, но и жертва манипуляций творческой среды, заточенной и на театральный успех, и на деньги. И в каком-то смысле это история про то, как кто-то играет картежником, пока тот думает, что играет в карты.
Расписание сеансов можно посмотреть здесь.