18 августа пресс-служба администрации Комсомольска сообщила, что по требованию ГИБДД к 25 августа на площади Металлургов будет введена дополнительная фаза светофорного регулирования — для пешеходов.
Важная деталь. Мы специально уточнили: предполагается три фазы внутри светофорного цикла — одна для транспорта по Ленина, другая для транспорта по Мира и отдельная для пешеходов.
Требование ГИБДД добавить пешеходную фазу абсолютно законно и связано с положениями пункта 7.1.2. ГОСТ Р 52289-2004, изменения к которому вступили в силу в феврале 2014 года. Этот пункт запрещает пересечение транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования. Например, пешеход переходит проспект Ленина к продуктовому рынку: поток справа стоит на красный сигнал светофора и пропускает, а слева на зеленый с Мира выезжает автомобиль — так быть не должно.
Этот запрет связан с тем, что, по статистике ГИБДД, 14 процентов пешеходов сбивают на перекрестках именно в таких ситуациях — то есть сбивают автомобили, поворачивающие на улицу, которую в этот момент переходит пешеход.
По законодательству РФ, ГОСТы обратной силы не имеют — то есть единовременно переделывать уже существующее светофорное регулирование всех перекрестков (а большинство из них формально требованиям нового стандарта теперь не соответствуют) города не обязаны. Учитывать новые положения ГОСТа необходимо только при изменении работы старых светофорных объектов или оборудовании новых.
Однако ГИБДД имеет право предписывать изменять работу существующих светофоров из соображений безопасности дорожного движения. На практике, чаще всего это происходит после ДТП, просто так инспекция редко заставляет город переделывать все перекрестки подряд. Однако в Комсомольске ГИБДД решила иначе. Как сообщили «Флюгеру» в отделе транспорта администрации города, начальник отделения дорожного надзора Роман Тетик, требует ввести пешеходные фазы на всех светофорных объектах. Поэтому, вероятно, в скором времени аналогичные изменения ждут перекрестки Первостроителей-Вокзальная, Вокзальная-Чапаева, Вокзальная-Пирогова, Магистральное-Пирогова. Начать с площади Металлургов пришлось, потому что это требование ГИБДД уже успела отстоять в суде.
По мнению специалистов по дорожному движению, такая мера — вопреки скептицизму обывателей — не снижает пропускную способность перекрестков, а при грамотном регулировании может и повысить ее. Очень подробно об этом можно почитать у сотрудника центра организации дорожного движения Москвы и заместителя руководителя экспертного центра Probok.net Андрея Мухортикова: тут он пишет, почему эта мера благоприятная, а здесь перечисляет довольно впечатляющее число вариантов управления перекрестками с учетом этого требования ГОСТа. Читать блог Мухортикова запоем мы категорически рекомендуем всем, кому интересна тема организации дорожного движения, а в особенности тройным запоем тем, для кого регулирование ДД — профессия.
Примечательно, что ни у этого эксперта, ни у множества других «Флюгеру» так и не удалось найти примеров регулирования именно кольцевых перекрестков с отдельной светофорной фазой для пешеходов. И вот в чем тут дело.
Кольцевая развязка на перекрестке используется именно для того, чтобы избежать необходимости светофорного регулирования. Потоки транспорта не нужно направлять светофорными сигналами — их направляет само пространство. В первую очередь применение кольцевой развязки считается наиболее благоприятным для перекрестков, потому что при такой схеме движения уменьшается количество потенциальных конфликтов между участниками движения. Вот классическая иллюстрация, демонстрирующая этот факт для пересечения двухполосных дорог.
Обычное пересечение дорог имеет 32 конфликтные точки — это потенциальные ДТП, причем чаще всего лобовые или перпендикулярные, что повышает травматизм. Кольцевое — лишь восемь, причем ДТП тут «скользящие» — то есть менее травмоопасные. При этом движение по дуге заставляет водителей снижать скорость, а значит, сокращает вероятность потери управления автомобилем — следовательно, тоже уменьшает возможность аварии. О преимуществах кольцевых развязок очень подробно написано здесь с большим количеством примеров, схем, расчетов и сравнением по разным критериям — от вероятности ДТП до экологии и экономики. Также преимущества кольцевой развязки перечислены в Своде правил по проектированию геометрических элементов автомобильных дорог и транспортных пересечений (начиная со страницы 61).
Из самой сути кольцевой развязки, которая действует на площади Металлургов, следует, что регулировать потоки транспорта светофором здесь не требуется. Нужно только развести автомобили и пешеходов.
Таким образом, на площади Металлургов нужно лишь две светофорные фазы:
1. Пешеходы стоят; весь транспорт едет одновременно во всех направлениях.
2. Весь транспорт стоит; пешеходы идут во всех направлениях.
Зачем Комсомольску потребовалось здесь делать три светофорные фазы, абсолютно непонятно.
Редакция «Флюгера» сообщила о своих соображениях в отдел транспорта администрации Комсомольска. Там ответили, что это «интересная идея, с этой стороны не смотрели», и пообещали обсудить это со специалистами МУП «Специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие», которое занимается обслуживанием светофорных объектов. Продолжаем наблюдения.
19 августа 2016