«Голос монстра»
США, Испания, 2016
драма, фэнтези
16+
Режиссер Хуан Антонио Байона
Актеры: Льюис МакДугалл, Сигурни Уивер, Фелисити Джонс, Тоби Кеббелл и другие
Жизнь тринадцатилетнего Конора похожа на кошмар: в школе его колотят одноклассники, бабушка превратила дом в тюрьму, а сам он день за днем наблюдает, как его любимая молодая мама неумолимо угасает от онкологического заболевания. Конору, все еще пытающемуся жить в мире сказок, предстоит узнать о другой — реальной, взрослой — стороне жизни, пройти через тяжелые эмоциональные испытания и научиться мириться с потерями.
Однажды по его беззвучному зову оживает тысячелетнее кладбищенское тисовое дерево в образе монстра из рисунков. По ночам оно приходит рассказать мальчику притчи, которые должны помочь справиться с жизненными неурядицами. После третьей истории уже сам Конор должен будет рассказать свою собственную, свой оживший ужас из сновидений, который окажется уже не сказкой, а правдой.
Тема смерти нечасто затрагивается авторами детских произведений — очень сложно правильно объяснить ребёнку о неизбежном, о горе и потере. «Голос монстра» — экранизация книги Патрика Несса на основе оригинальной идеи умирающей от рака детской писательницы Шиван Дауд. Роман был удостоен самой престижной и старейшей премии Великобритании в детской литературе. Это история о том, что в момент чьей-то преждевременной смерти жестоко обрывается чье-то детство.
Тисовый монстр, вроде бы пришедший помочь ребенку, будто издевается. Конор умоляет, чтобы тот вылечил его маму, но скрипучее чудище сперва опьяняет его (и, конечно, зрителей) бесподобными акварельными анимационными притчами, а потом делает эти сказки парадоксально не такими уж и добрыми. Через сказку он помогает ребенку расстаться с детством (даже называет его, как взрослого, — по имени и фамилии, пока родители талдычат «малыш, малыш») и получить от этого болезненного опыта не просто травму, а житейскую мудрость. Отсюда в фильме настолько прямолинейные нравоучения. Они, впрочем, не будут лишними и многим современным взрослым, которые делят мир на черное и белое и забывают, что жизнь и понятие справедливости намного сложнее. К тому же, отдельными мазками — персонально для родителей — здесь выведена тема наказания ребенка и его простого человеческого права на неприятие реальности: «Я понимаю твою злость, если хочешь что-нибудь сломать — ломай!» Как часто дети слышат такое от родителей?
Резонно задать вопрос о том, откуда у ленты такие жесткие возрастные ограничения (16+). Совершенно никаких оснований для этого в фильме не видно. Похоже, что Минкульт намеренно давит некоторые зарубежные фильмы возрастным рейтингом. Например, отечественные «Вурдалаки» выйдут в марте с ограничением 12+, хотя там Аглая Шиловская все свои великолепные красоты демонстрирует неприкрыто; в «Голосе монстра» на подобное и намека нет. Общее настроение фильма, безусловно, депрессивное, полное печали и мутных красок. Но, в целом, скорбь эта светлая: в финале ты улыбаешься сквозь слезы и отчаянно радуешься, что череда кошмаров Конора окончена. Напряжение, нарастающее с накалом эмоций в душе мальчика, сменяется чистой простотой истины. В конце концов, на каком языке говорить со зрителем — дело автора, а не цензоров.
«Голос монстра» однозначно можно рекомендовать для семейного просмотра. Прекрасная акварельная анимация, проработанные персонажи (чего стоит одна только жесткая бабушка в исполнении Сигурни Уивер), легко и без путанницы рассказанная история, обилие мудрых мыслей, сильные, запоминающиеся графические образы, отсутствие грязи и пошлости — всё это делает «Голос Монстра» вполне универсальной картиной, чего бы там ни писали в прокатных удостоверениях. Доброй, пусть и преисполненной печали, кинолентой. «Голос Монстра» можно сравнить с талантливо выполненной художественной инструкцией при пожарах: подобных ситуаций мы не пожелаем никому в мире, но каждый должен знать, как действовать в случае беды, чтобы пережить ее и стать сильнее.