Истории

Дмитрий Медведев утвердил долгосрочный план развития Комсомольска

20 апреля 2016

«Флюгер» насколько возможно просто и коротко рассказывает о том, что из себя представляет этот 26-страничный документ и какие подробности известны о реализации плана.


Что случилось

18 апреля история, начавшаяся когда Владимир Путин в прямом эфире обратил внимание всей страны на Комсомольск, получила очередной важный виток развития. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, которое утверждает долгосрочный план комплексного социально-экономического развития Комсомольска-на-Амуре. Документ и пояснительная записка к нему опубликованы на официальном сайте Правительства РФ.

Что это за план

В нем содержатся два перечня. В первый вошли 33 мероприятия, направленные на комплексное социально-экономическое развитие Комсомольска. Во второй — мероприятия по развитию инфраструктуры города, их 27.
Кроме того, к распоряжению и плану прилагается пояснительная записка, в которой описан комплекс проблем, которые органам власти разных уровней, государственным компаниям и другим инвесторам необходимо решать в ближайшие десять лет.

И какие у нас проблемы?

Они сформулированы ёмко: дефицит учреждений социальной сферы и высокий износ объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, что не соответствует экономическому потенциалу города.
При этом отмечается, что в Комсомольске находится ведущий промышленно-производственный комплекс Дальнего Востока, в котором производится 48 процентов промышленной продукции Хабаровского края, 100 процентов самолётов и 60 процентов нефтепродуктов Дальневосточного федерального округа. Реализация плана должна повысить обеспеченность жителей города объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры и, как следствие, инвестиционную привлекательность Комсомольска-на-Амуре.

Что за 33 мероприятия по социально-экономическому развитию

В этом перечне указаны сами мероприятия, сроки их исполнения (самые дальние — 2025 год) и ответственные исполнители — органы власти от федеральных министерств и служб до краевого правительства и администрации Комсомольска, а также государственные компании.
В этом перечне почти нет конкретных строек — в основном это «разработки и реализации» различных программ, планов, стратегий и концепций. То есть в основном здесь речь идет о бюрократических, исследовательских, административных процедурах. Потому эти пункты и не содержат графы о финансировании.
Учитывая важность вопроса, не привести этот большой перечень нельзя. Мы лишь попробуем сократить невыносимые казенные формулировки и указать, что нам уже известно о тех или иных пунктах.

1. Разработка стратегии социально-экономического развития города до 2032 года (она уже заказана; правда, в данном перечне указано, что она должна появиться в 2016 году, а в аукционной документации на разработку срок окончания работ обозначен концом января 2017)

2. Разработка архитектурно-градостроительной концепции обустройства центральных общественных пространств города (не путать с генпланом, это совершенно разные сущности!) (2016)

3. Размещение на ТОСЭР «Комсомольск» производства по выпуску комплектующих для воздушных судов российского производства (вообще, для реализации этого пункта компания «Эпсилон-2», еще в прошлом году ставшая резидентом ТОР, должна развернуть свое производство на Парусе, но пока не может; впрочем, и сроки реализации здесь указаны 2016-2025)

4. Размещение на ТОСЭР «Комсомольск» производства по выпуску продукции в интересах военного и гражданского судостроения (сроки реализации здесь те же — 2016-2025, но планы тоже уже есть (1, 2))

5. Развитие металлургического производства на территории края с привлечением инвесторов. Здесь же — программа [слово пропущено, но, видимо, «развития»] «Амурметалла» (2016-2025)

6. Определение, какие заказы и в каком объеме может выполнять «Амурметалл» для судостроительных предприятий Дальнего Востока (2016)

7. Разработка (только разработка!) мер по оптимизации тарифов на железнодорожные перевозки лома черных металлов в направлении дальневосточных станций (2016)

8. Создание в Приморье достроечной базы для испытания и сдачи судов и кораблей, производимых на АСЗ (2016-2017)

9. Реконструкция АСЗ (2016-2018)

10. Создание и развитие промышленного парка на АСЗ для производства комплектующих для «Объединенной судостроительной корпорации» (2016-2025)

11. Обеспечение загрузки ведущих промышленных предприятий Комсомольска (2016-2020)

12. Разработка проекта федерального закона, который представил бы юрлицам с госучастием преференции при заключении контрактов на госзакупки с резидентами ТОСЭР (попробуем еще проще: всем, кто размещает тендеры на Госзакупках, будет выгоднее заключать контракты с резидентами ТОСЭР, причем в этом пункте не сказано, что только комсомольской ТОСЭР) (первое полугодие 2016)

13. Утверждение программ и заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве на долгосрочной основе в целях развития Комсомольска (нам тоже ничего конкретно не понятно, но можно предположить, что речь идет о соглашениях, подобных тем, о которых довольно давно говорит глава города Андрей Климов: чтобы присутствующие в городе госкомпании (Сухой, Роснефть, Газпром, РЖД, Ростелеком и т.п. — они как раз перечислены в списке исполнителей, кроме почему-то Ростелекома) брали на себя социальную нагрузку — например, по развитию парков) (2016)

14. Создание в Комсомольске центра сертификации и испытаний (2016-2017)

15. Подготовка предложений о возможности передачи трассы «Хабаровск — Лидога — Ванино — Комсомольск» в федеральную собственность (данный пункт фактически удалил из этого плана реконструкцию трассы и отодвинул ремонт в неопределенное будущее — об этом ранее рассказывал замглавы Минвостокразвития Артур Ниязметов) (2017-2018)

16. Разработка технико-экономического обоснования организации скоростного железнодорожного сообщения «Комсомольск — Хабаровск» (судя по формулировке, могут не обосновать, и тогда скоростных поездов не будет; но даже если обоснуют, когда появятся сами поезда — не известно) (2016-2017)

17. Улучшение качества и безопасности обслуживания пассажиров поездов, а также организация движения скорых поездов (не путать скорые и скоростные поезда! Скорый поезд просто останавливается только на крупных станциях и простаивает там меньше, но технология та же, меняется лишь логистика; скоростной же поезд едет со скоростью от 140 км/ч, высокоскоростной — от 200 км/ч) (2016-2025)

18. Приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети и обновление парка общественного транспорта Комсомольска (2016-2020)

19. Разработка плана мероприятий по организации доступного авиационного сообщения Комсомольска (подчеркнем: о реконструкции аэропорта речь не идет) (2016)

20. Полное покрытие трассы «Хабаровск — Лидога — Ванино — Комсомольск» сотовой связью (2016-2017)

21. Обеспечение высокоскоростного доступа к интернету через сотовую связь (конкретные параметры «высоких скоростей» не указаны; возможно, речь о запуске в городе LTE-A, возможно, о покрытии сетью 4G удаленных микрорайонов, возможно, и о том, и о другом) (2016-2018)

22. Реализация программы «Жилье для российской семьи» с включением участков для комплексной застройки в Комсомольске (кратко о программе: жилье эконом-класса, построенное по этой программе, должно стоить не более 80% от средней рыночной цены (и при этом не превышать 35 тысяч рублей за метр); в него заселяют семьи 25-40 лет с определенными доходами, имеющие постоянную занятость и нуждающиеся в улучшении жилищных условий) (2016-2017; если программу, рассчитанную до 2017 года, продлят, то 2016-2025)

23. Актуализация схемы теплоснабжения Комсомольска (I квартал 2016 — закончился, но что-то такое в прошлом году уже разрабатывали)

24. Изменение федеральных норм, которые позволят
25. …включить в краевую программу повышения мобильности трудовых ресурсов резидентов ТОСЭР (если кратко: резиденты ТОСЭР в случае дефицита каких-то кадров здесь будут получать субсидию для привлечения работников из регионов с избытком кадров, например, для выплаты подъемных или помощи с решением жилищного вопроса; если подробнее, то тут; сама программа) (2016)

26. Создание межрегионального центра компетенций в Комсомольске (его должны создать на базе авиастроительного лицея) (2016-2017)

27. Создание единого так называемого опорного многопрофильного университета путем объединения КнАГТУ (хочет) и АмГПГУ (не хочет) (IV квартал 2017)

28. Реализация пилотного проекта «Развитие инженерного образования» (IV квартал 2016)

29. Проведение в Комсомольске ежегодного Конгресса инженеров (третий год подряд проводится в Комсомольске и это навсегда) (2016-2025)

30. Проработка предложений по развитию в Комсомольске выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, включая создание выставочно-форумного центра «Техно ЭКСПО» (2016)

31. Заключение соглашения между Минкультуры и правительством края о выставках коллекций федеральных музеев на местных площадках (2016)

32. Обеспечение гастролей федеральных и региональных творческих коллективов в Комсомольске (2016-2025)

33. Разработка плана развития агропромышленного кластера Комсомольска (2016-2017)

Что за 27 мероприятий по развитию инфраструктуры города

В этом перечне указаны сами мероприятия, сроки их исполнения (самые дальние — 2025 год, но подавляющее большинство пунктов намечено на текущее десятилетие), ответственные исполнители и выделяемые на данные цели деньги. Здесь уже речь о конкретных стройках. Снова упростим формулировки и перечислим всё.

1. Строительство учебно-лабораторного корпуса для авиастроительного факультета КнАГТУ (2018-2019) (500 миллионов)

2. Строительство спорткомплекса для КнАГТУ (2019-2020) (360 миллионов)

3. Создание инженерной школы на базе реконструируемого здания бывшей 25-й школы (должны начать строить в июле 2016) (2016-2018) (550 миллионов)

4. Реконструкция школы № 38 на Парусе (находится в состоянии объединения с расположенным рядом детсадом № 134) (2017-2018) (305 миллионов)

5. Реконструкция детсада № 134 на Парусе (находится в состоянии объединения с расположенной рядом школой № 38) (2017-2018) (150 миллионов)

6. Строительство инновационного интерактивного центра «Эвристика» (детский технопарк) (2017-2019) (836 миллионов)

7. Строительство детского образовательно-оздоровительного центра «Детский город» (2018-2020) (627 миллионов)

8. Строительство детского больничного комплекса в Ленинском округе (2016-2019) (2 миллиарда 805 миллионов)

9. Строительство межрайонного онкологического диспансера (2017-2020) (1 миллиард 700 миллионов)

10. Строительство станции скорой медицинской помощи (2019-2020) (250 миллионов)

11. Реконструкция Драмтеатра (2016-2017) (485,5 миллиона)

12. Формирование туристско-рекреационного кластера «Комсомольский», включающего субкластеры: «Центральный», «Ключевая сопка», «Силинский», «Авиационный», «Холдоми» (подробнее о составляющих кластера мы писали в ноябре 2015 года, но с тех пор сильно изменились структура и объемы финансирования проекта, то есть, возможно, и сам проект, но свежее данных пока нет) (2016-2020) (4 миллиарда 970 миллионов)

13. Строительство регионального центра развития спорта в Ленинском округе (чуть подробнее о проекте) (2016-2020) (7 миллиардов)

14. Приведение в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние трассы «Комсомольск — Хабаровск» (судя по формулировкам в предыдущем перечне, речь о ремонте, а не полной реконструкции, хотя сумма все равно астрономическая) (2016-2025) (25 миллиардов 581 миллион)

15. Приведение в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние улично-дорожной сети Комсомольска (подробнее — как минимум, о части планируемых работ) (2016-2020) (2 миллиарда 52 миллиона)

16. Завершение строительства комплекса обезжелезивания и деманганации вод Амурского водозабора (2016) (33 миллиона)

17. Развитие и модернизация инфраструктуры водоснабжения (2016-2018) (295 миллионов)

18. Реконструкция канализации (2016-2018) (1 миллиард 242,3 миллиона)

19. Реконструкция Набережной (о какой именно части Набережной идет речь, мы писали тут) (2016-2019) (2 миллиарда 800 миллионов)

20. Инженерная защита территории города (подробнее об этих планах мы писали совсем недавно, хотя там речь шла о строительстве дамб до 2020 года) (2016-2018) (5 миллиардов 597 миллионов)

21. Ликвидация негативного воздействия на окружающую среду отходов бывшего сернокислотного завода (2016-2019) (170,6 миллиона)

22. Строительство распределительного газопровода от кранового узла № 4Д с врезкой в газопровод высокого давления до ТЭЦ-2 (2016-2018) (902,6 миллиона)

23. Строительство распределительного газопровода высокого давления от ГРС-2 до кранового узла № 4Д (фактически газопровод от КНПЗ зайдет на Парус и пойдет далее до ТЭЦ-2) (2016-2017) (149 миллионов)

24. Строительство и реконструкция теплосетей (2016-2020) (1 миллиард 355 миллионов)

25. Реконструкция подстанции 35/6 кВ «Городская» и подстанции 110 кВ «Береговая» с кабельными линиями между ними (2016-2018) (533 миллиона)

26. Обеспечение инженерной инфраструктурой участка под жилье на Парусе (2017-2018) (150 миллионов)

27. Развитие инфраструктуры ТОСЭР «Комсомольск» (2016-2017) (1 миллиард 232 миллиона)

Сколько всего потратят денег

Всего за период 2016-2025 годов — 62 миллиарда 935 миллионов 500 тысяч рублей.
Из них без малого 50 миллиардов планируется выделить из федерального бюджета, 6,5 — из краевого и более семи из внебюджетных средств (например, частные инвестиции).

И всё это построят?

Как сказал сам Дмитрий Медведев, докладывая депутатам Госдумы о плане развития Комсомольска, «его там хорошо, естественно, должны реализовать».

На самом деле, построят или нет — мы не знаем. Но некоторые основания для оптимизма есть.

С одной стороны, сама идея ТОСЭРов и форсированного развития города не оригинальна. Например, сейчас ТОСЭР «Комсомольск» среди трех производственных площадок включает одну, расположенную в Амурске; все чаще речь идет о Комсомольской агломерации, объединяющей Комсомольск, Амурск и Солнечный. Этой агломерации в середине 1990-х годов уже присваивали статус свободной экономической зоны производственного типа. На базе нее тогда был создан некий Технополис КАС (КАС — Комсомольск-Амурск-Солнечный). В рамках проекта планировали модернизировать местные производства (если сейчас Дальний Восток ориентируют на страны АТР, в том числе, в плане экспорта продукции, то тогда речь в случае с КАС активно велась о производстве товаров для Севера — например, специальных транспортных средств, конструкций, оборудования, материалов). Нужно было потратить почти полтора триллиона рублей (причем только треть из федерального бюджета) в течение пяти лет и потом получать доходы по триллиону в год. Сам Технополис впоследствии должен был начать разрастаться — и в сторону Охотского побережья, и в сторону Нижнего Амура. Однако, по известным причинам общего упадка экономики (да и не только экономики) страны, вся агломерация с тех пор скорее чахла, чем развивалась. Такой относительно недавний исторический опыт навевает скепсис.

С другой стороны, настолько подробных планов действий тогда не составляли (либо их сейчас не удается найти, хотя в открытом доступе есть даже смета зарплат управлявшего Технополисом совета). Не было и такого системного подхода к осмыслению этого плана, как сейчас: про тогдашние планы развития социальной сферы, здравоохранения, образования, научно-исследовательской деятельности тоже сложно что-либо найти, в основном прорабатывали освоение природных ресурсов в Лиане, Хурмулях и т.п.

Таким образом, развернутая сегодня бурная деятельность на первый взгляд выгодно отличается от опыта 90-х годов прошлого века. Однако прогнозирование дальнейшего развития событий в задачи нашего издания не входит.


Материал подготовил Алексей Ларин
Фото Алексея Блажина
20 апреля 2016