1985 год. Советский ледокол «Михаил Громов» (в оригинале он назывался «Михаил Сомов» в честь исследователя-полярника, кто такой Михаил Громов — остается гадать) величественно плывет у побережья Антарктиды. На борту легкий бардак: капитан судна (Петр Федоров) практикует некапитанское панибратство с командой, часть самой команды смотрит по сотому кругу «Брильянтовую руку», какой-то явно не в себе член экипажа носится по всем палубам за корабельным псом Дюшесом, стащившим бутерброд. В общем, обстановка не очень рабочая. В итоге оба игрока в догонялки валятся за борт. Чтобы их вытащить из воды, капитан идет на нарушение устава. Собаку спасают, моряка нет. При этом сам ледокол не успевает увернуться от образовавшегося перед ним айсберга и получает повреждения.
На либерального капитана тут же стучит в Москву старпом-карьерист (Алексей Барабаш) — приказом из Москвы горе-командира снимают. На смену ему тут же присылают вертолетом нового сурового, сверх разумных пределов уставного (Сергей Пускепалис), который тщетно пытается навести на судне хотя бы подобие порядка, но вместо этого заковывает судно в льды. Ледоколу предстоит четыре с лишним месяца дрейфовать до прибытия подмоги — в столице в это время меняют генсека, там слегка не до полярников. За это время почти закончатся топливо и еда, а герой Пускепалиса замордует своей тиранией всех, включая собаку и зрителей.
Документалистики в этом кино искать не стоит — реальная история сильно изменена, и это даже мягко сказано. Ледокол в 1985 действительно застрял — было такое. Все остальное сочинено с этого места и до конца.
Рассчитывать здесь на камерное кино, которое до этого снимал Николай Хомерики, — не стоит тем более. Во всех вместе взятых предыдущих лентах автора действия в сумме будет поменьше, чем в первых пяти минутах «Ледокола».
Ждать от «Ледокола» захватывающий аттракцион спецэффектов однако тоже не следует. Это не экшен, не фильм-катастрофа. Претензия на блокбастер, конечно, присутствует, компьютерные куски айсберга шумно сыплются на головы советским полярникам. Но этого в фильме более чем вмеру, спецэффекты в «Ледоколе» — не главное.
Этот фильм скорее удачное сочетание катастрофы и психологической драмы. Всего понемногу, ничего слишком. Плюс — немного комедии в лучших традциях советской производственной иронии.
Главное достоинство «Ледокола» — безусловно, характеры героев, которые получились, яркими (даже если роль капитана в исполнении Федорова сценаристы сочинили явно с трудом и натягом) и, по необъяснимому чувству, действительно очень советскими. Чего стоит один только боцман в исполнении Виталия Хаева, который даже злясь, явно вызывает у зрителя умиление. Да и вообще, фильм наделен редкими для современного отечественного кино обаянием и уютной атмосферой, и этим легко отбивает любые к нему претензии. И от этого же возникает ощущение, что за конфликтом персонажей наблюдать куда интереснее, чем за нарисованными глыбами льда.