«Хардкор»
Россия, США, 2016
боевик, фантастика
18+
Режиссер Илья Найшуллер
Актеры: Шарлто Копли, Данила Козловский, Хейли Беннетт, Андрей Дементьев, Сергей Шнуров, Кирилл Серебренников, Александр Паль, Светлана Устинова, Даша Чаруша, Тим Рот, Константин Хабенский, Леонид Парфенов и другие
Начать тут нужно не с сюжета (тем более что сюжета кот наплакал), а с производственной предыстории. В 2011 году вокалист и гитарист московской рок-группы Biting Elbows Илья Найшуллер снял клип от первого лица, в котором герой с экшен-камерой на голове убегает от всяких спецагентов и мафиози, задорно раздавая им тумаки и переносясь в пространстве на большие расстояния с помощью искрящейся радиолампы. Это была, конечно, не первая попытка сымитировать в видео игровой шутер от первого лица — такой эпизод уже присутствовал в балабановском «Брате 2» 2000 года и в финале ужасного, просто отвратительного фильма Doom по одноименной компьютерной игре в 2005. Позже, в 2012 году был еще «Маньяк» с Элайджей Вудом, где таких эпизодов было больше, но все это тоже немного не то. Снять полностью все произведение от первого лица пока никто не брался. Поэтому новаторский подход к режиссуре дал ролику Найшуллера к сегодняшнему моменту шесть миллионов просмотров на Ютьюбе. В 2013 году автор повторил свой опыт, выпустив и технически, и постановочно куда более удачный второй клип, развивая те же стиль и сюжет. Здесь восторгов было еще больше, а количество просмотров приблизилось уже к 33 миллионам. И отечественный продюсер Тимур Бекмамбетов предложил Найшуллеру снять полнометражный фильм. Так появился «Хардкор».
Сюжет. Главный герой (лица которого мы, ясное дело, не видим) просыпается в какой-то лаборатории, где ему привинчивают искусственную руку и ногу. Внутренние органы у него тоже электронно-механические — его таким образом оживили после неописанных событий. В общем, он биоробот по имени Генри. Лаборантка едва успевает представиться его женой, как ее тут же похищает эксцентричный волосатый блондин Акан со способностями к телекинезу (весьма внезапная, но удачная роль Данилы Козловского). Странные доброжелатели — в образах то хиппи, то панка, то московского бомжа — дают герою навигатор с меткой, указывающей, куда нужно добраться, чтобы всех убить, жену спасти, а Акану помешать создать армию таких же киборгов.
Сильная и слабая стороны «Хардкора» в одном и том же — это полная имитация компьютерного 3D-шутера. Недостаток тут очевиден — в предыдущем абзаце описан весь сюжет целиком, примерно так же он был бы пересказан и в случае с любой игрой. Потому что сюжетная часть тут вторична, если не третична. Возможно, в дальнейшем кому-нибудь из кинематографистов захочется создать что-то более разностороннее в этом уже практически оформившемся новом жанре. Но авторы «Хардкора» сконцентрировались именно на кровожадном экшене с минимумом пауз, необходимых для разгрузки зрительских мозгов. Они откровенно дают понять, что всерьез имитируют компьютерную игру и не более того. Классическая ситуация в 3D-шутерах: после масштабной перестрелки вы еще не успели осмотреть локацию и проверить, всех ли вражеских юнитов перебили, а ваш сообщник уже начинает что-то невозмутимо говорить, давая понять, что все закончилось и можно отдышаться. Или когда виртуальный инструктор говорит вам: «Если вы не видите противника и не можете его пристрелить, бросьте гранату». Такие типичные для игр сюжетные штампы в «Хардкоре» цитируются сплошь и рядом, честно выдавая свое родство. В конце концов, авторы фильма прямо дают понять, что их фильм с точки зрения полноценного кинематографа — немножко инвалид: главный герой напрочь лишен дара речи.
С технической точки зрения «Хардкор» почти безупречен. С одной лишь, пожалуй, оговоркой. Процесс обработки визуальной информации человеческим мозгом явно сильно отличается от возможностей камеры GoPro и последующих монтажных ухищрений. Поэтому, сколько бы фильм ни пытался сымитировать полное погружение зрителя в обстановку, своими глазами люди видят все-таки мягче. Голова при просмотре «Хардкора», конечно, не кружится, но это точно легкий стресс для восприятия, который, впрочем, хотя бы однажды стоит испытать. Возможно, в перспективе эту проблему будут каким-то образом решать, чтобы еще сильнее приблизить картинку на экране к реальному восприятию человеком пространства. Но пока до этого далековато.
Впрочем, для начала сойдет и так. Зато это кино чрезвычайно энергичное, переполненное трюками на грани полного сумасшествия. И кажется, все, что из такой манеры съемки толкового можно вытащить, Найшуллер зрителю представил, и смотреть на все это ничуть не скучно.
К тому же у автора в распоряжении есть не только фокус с камерой на голове героя, но и действительно неплохое чутье экшен-режиссера: фильм ритмически очень гармоничный, концентрация перестрелок и погонь ровно такая, какая нужна, а между ними небольшие вставки с качественным шутливым трёпом. К тому же фильм напичкан камео-ролями всяких знаменитостей вроде Сергея Шнурова и Кирилла Серебренникова, хотя всех их переиграл за две дёрганных секунды Александр Паль, выдавший просто эталонного гопника в трико. И по этим микро-эпизодам видно, что люди в них снялись не ради денег, а ради веселья.
Фильм, совершенно очевидно, будет успешен и у нас, и за рубежом, где он уже получил возможности широкого проката и отличную критику, что вообще большая редкость (не считая мрачных артхаусных лент про угрюмую жизнь северных окраин России). И все это вполне заслуженно. Во-первых, это все-таки новаторское кино, своего рода веха в истории кинематографа и его языка. Во-вторых, он просто качественный, за него не стыдно ни перед кем.
P.S. Все-таки первые сцены от первого лица снимали еще в СССР. Например, в 1964 году в фильме «Председатель» Алексея Салтыкова.
Но тот вообще был мастером внезапных режиссерских находок.
9 апреля 2016