Кинорецензии

Женская психологическая детективная драма о пользе пьянства

Обозреватель «Флюгера» посмотрел в «Факеле» фильм «Девушка в поезде».

5 ноября 2016
Алексей Ларин

«Девушка в поезде»
США, 2016
детектив, драма, триллер
18+
Режиссер Тейт Тейлор
Актеры: Эмили Блант, Хейли Беннетт, Ребекка Фергюсон, Джастин Теру, Люк Эванс, Эдгар Рамирес и другие


У Рейчел (Эмили Блант) был любимый муж, дом, работа — в общем, вполне благополучная жизнь. Но на фоне безуспешных попыток забеременеть, муж (Джастин Теру) ушел к другой, у самой героини развились глубочайшая депрессия и алкоголизм. Теперь Рейчел — вечно в стельку пьяная размазня, катающаяся в поезде в Нью-Йорк и обратно в пригород мимо домов, в одном из которых она прежде пыталась строить семью. Проезжая мимо, она наблюдает за ее бывшим мужем с его новой женой (Ребекка Фергюсон), родившей ему ребенка, их с виду благополучными семейными соседями — упивается их счастьем и своей ничтожностью.

2v1b7l81

Во время одной из таких поездок Рейчел обнаруживает на балконе дома новую жену своего бывшего, обнимающуюся с кем-то другим. От мысли о том, что соперница отняла у нее супруга, а теперь изменяет ему, пьянющая Рейчел впадает в ярость и тащится к ним в дом с мыслью о триумфальном разоблачении. На следующий день она просыпается дома вся в крови, а в новостях узнает о бесследной пропаже женщины в том самом районе.

kzbn830p

«Девушка в поезде», на первый взгляд, прикидывается детективным триллером, хотя фактически называться им может с большой натяжкой, оправдывая эту жанровую принадлежность лишь в финале благодаря сюжетному кульбиту и кровопусканиям. На самом же деле это социальная драма. О том, как женщины порой чрезвычайно ограничивают свою жизнь и свою личность семейными рамками, а потом, лишаясь этого якоря, превращаются в сомнамбул, перемещающихся по поверхности планеты без смысла и цели одержимые лишь прошлым. Демонстрируется это состояние героини настолько душераздирающе, что вполне может называться душевной порнографией.

4tgjwqm7

И, конечно же, здесь не обойдется без жирного феминистического посыла о том, что весь этот кошмар женского бытия возможен исключительно в мире мужчин — манипуляторов и эксплуататоров (что-то вроде «Исчезнувшей» Дэвида Финчера, только наоборот). Это, разумеется, оправдывает героиню едва ли не во всем, включая обсессивный вуайеризм и пьянство (если бы не они, преступление так и не раскрыли бы). А в конце авторы говорят с экрана «Рейчел была права. Во всем»; а потом показывают саму ее, едущую уже в другом поезде, потому что она уже «совсем иная и смотрит в будущее с уверенностью». И кажется, будто титры сейчас сообщат нам, что режиссер фильма — Юлия Меньшова (на самом деле, конечно, нет). Коротко говоря, мужчине на все это смотреть довольно нелегко.

haley-bennett-4896x3264-the-girl-on-the-train-hd-4k-3054

Тем не менее, фильм ценен и режиссурой и актерскими работами. Сама история подается весьма путано: рассказчиками все время выступают разные люди, эпизоды выдергиваются из разного времени — неделю назад, сегодня, месяц спустя, за полгода до этого… Все это в каком-то смысле ставит зрителя в положние истеричной спивающейся Рейчел, сознание которой предельно мозаично, фрагменты в нем беспорядочно перемешаны, и собрать картинку воедино очень непросто, просто физически тяжело. Дискомфорту, мешающему сконцентрироваться, помогает еще и удачный саундтрек, добрая часть которого собрана из звуков вибрирующих телефонов, постоянно сбивающих с толку.

fxwb9ha2

И отдельно нужно отметить Эмили Блант, для которой эта роль — возможно, одна из главных в карьере. Это полноценный бенефис с обилием очень сложных крупных планов, жестикуляцией и походкой молодой, но уже опустившейся женщины. Сложная работа, исполненная действительно филигранно.

В итоге фильм — близка вам тема таких переживаний или нет — в любом случае подкупает своей эмоциональной остротой. Ну, а в финале звонко закрывает и детективный гештальт.