«Прочь»
США, 2017
триллер, ужасы
18+
Режиссер Джордан Пил
Актеры: Дэниэл Калуя, Эллисон Уильямс, Кэтрин Кинер, Брэдли Уитфорд, Калеб Лэндри Джонс, Лил Релл, Маркус Хендерсон, Бетти Гэбриел, Лейкит Стэнфилд, Стивен Рут и другие
Молодой чернокожий фотограф Крис (Дэниэл Калуя) уже почти полгода встречается с Роуз — красивой белой аристократкой из элитного семейства (Эллисон Уильямс). Пора знакомиться с родителями, и вот она везет жениха в загородный особняк своих предков. Гипнотерапевт Мисси (Кэтрин Кинер) и ее муж нейрохирург Дин (Брэдли Уитфорд) сперва выглядят благожелательной и либеральной пожилой семейной парой. Но чем дальше, тем больше кажется Крису, что все они ведут себя очень странно. Сами все белые, друзья их тоже, прислуга черная, на него все смотрят с пожирающим восхищением и заискивающе, мать в первый же вечер принимается лечить его гипнозом от курения (разумеется, без согласия пациента). О своих сомнениях Крис по телефону сообщает другу — охраннику аэропорта. Экспрессивный приятель («Я из транспортной, мать ее, компании — мы улаживаем всякую хрень!») отвечает ему параноидальной гипотезой: мол, он слышал, что нынче у белых в моде гипнотизировать черных и брать их в анальное секс-рабство. В целом, он ошибся, но если мыслить метафорами, то не сильно.
Стоит сразу сказать: пропустить мимо своего внимания «Прочь» нельзя ни в коем случае. Казалось бы, от картины совсем ничего не ожидаешь: нет ни агрессивной рекламы, ни громких имен на афишах. Но неожиданно «Прочь» зарабатывает весьма приличные деньги: при пятимиллионном бюджете кассовые сборы перевалили за 170 миллионов долларов, что делает ленту пока главной сенсацией этого года (в 2016 подобный фокус проделал триллер «Сплит», кстати, от этой же продюсерской компании Blumhouse Productions). Собирает он и тотально восторженные отзывы: на крупнейшем агрегаторе оценок Rotten Tomatoes фильм получил чрезвычайно редкий рейтинг 99% — 244 хвалебные рецензии против единственной негативной.
«Прочь» прекрасен сразу в нескольких измерениях. Во-первых, это просто сильное жанровое кино, наполненное напряжением, абсолютно не позволяющим заскучать. По структуре это ужастик, но по жестокости — скорее триллер: крови припустят лишь в финале и достаточно бережно по отношению к зрителю.
Во-вторых, «Прочь» невероятно остроумен, смел и зол. Тут нужно сказать, что режиссер и сценарист ленты Джордан Пил — во-первых, комик, а во-вторых, тоже черный, женатый на белой: он определенно не понаслышке знает толк в расовых стереотипах и способен шутить над ними тонко и очень ядовито. Хотя бы только ради чувства юмора автора фильм будет интересно смотреть повторно, чтобы попытаться отделить эпизоды, где он серьезен, от тех, где он глумится над социальными предрассудками. Иногда все это смешно до безобразия: например, сцена в полицейском участке — то, что, по идее, сделать могли бы только братья Коэны, но внезапно получилось не у них. При этом назвать «Прочь» комедией язык совершенно не повернется, как не повернулся бы, например, в случае с «Бесславными ублюдками» Тарантино, хотя смешного там тоже много. Это признак изящной и злой сатиры.
В-третьих, Джордану Пилу удалось превратить «Прочь» еще и в хлесткое авторское высказывание на тему расизма и толерантности. Суть его неутешительна: попытки провозгласить терпимость в обществе имеют слишком мало общего с реальным положением дел, где один постоянно боится, другой завидует, третий ненавидит. Прекрасной околокиношной иллюстрацией к этому стали недавние скандалы вокруг премии «Оскар». Там в 2016 году некоторые темнокожие артисты разобиделись, что в номинантах дефицит черных. А спустя год, когда «Лунный свет» вырвал главную награду у «Ла-Ла Ленда» — казалось, уже любимого даже теми, кто его еще не видел, — общественность дружно сделала «пффф»: дескать, фильм про черного гея — ну, конечно, все понятно. И кто из участников этого вялого двухактного конфликта более недалек — даже разбираться не хочется.
Все это — и история про «Оскар», и фильм «Прочь» — о том, что уже сам разговор о расовых предрассудках стал болезненным самовоспроизводящимся предрассудком. И эту идею можно вынести далеко за скобки по-прежнему сложных взаимоотношений белых и черных. Так мы устроены практически во всем.