«Равные»
США, 2015
антиутопия, мелодрама
16+
Режиссер Дрейк Доримус
Актеры: Николас Холт, Кристен Стюарт, Гай Пирс, Джеки Уивер, Тоби Хасс, Дэвид Селби и другие
В фильме идет речь о неопределенном будущем, где после Великой войны уцелел только небольшой клочок Земли. Люди, как и почти во всех антиутопиях, решили, что причиной всех войн и бед являются эмоции и инстинкты, и научились их купировать еще на предродовой стадии. По бледным минималистским интерьерам деловито бродят граждане так называемого Коллектива, одетые в одинаковые строгие белые костюмы и работают над освоением космоса (ну, или хотя бы унылой романтизацией грядущих открытий).
Однако иногда люди каким-то образом подхватывают так называемый Синдром Обостренного Сознания (SOS) — начинают что-то чувствовать, переживать, влюбляться, радоваться и плакать. Надежного лекарства от SOS нет, но вот-вот должно появиться. А пока деструктивные чувства как могут подавляют пилюлями, затем больных отправляют в резервацию, где в конце концов предлагают им эвтаназию (если пациент к тому времени сам не сиганет с многоэтажки от неуемной тоски). Видимо, навыки хирургической и медикаментозной лоботомии были человечеством безвозвратно утрачены в ходе войны…
И вот среди этого сонного благолепия бродит томный юноша по имени Сайлас (Николас Холт), он тоже заражается SOS и влюбляется в не самую приятную коллегу по имени Ниа (Кристен Стюарт) — она похожа на Людмилу Прокофьевну из рязановского «Служебного романа» и почему-то не моет голову. Зато она тоже болеет SOS, но уже больше года успешно прикидывается ветошью.
Отличить этот фильм от множества других родственных ему по сюжету и стилю действительно сложно. Единственное — но и главное — отличие в том, что в «Равных» нет никаких полицаев-надзирателей, нещадно сжигающих отнятые у диссидентов книжки и картины. Здесь гуманный Коллектив относится к заболевшим SOS с заботливым сочувствием, будто у них обнаружили рак. Острого конфликта толком нет. Поэтому сюжет подается в неожиданном ключе: вместо противостояния «человек против общества овощей» на передний план выходит почти подростковая любовная история, где с медицинским пристрастием показываются чуть ли не физические страдания от болезненного состояния неуместной влюбленности (что не так уж и далеко от истины, на самом деле). Герои, по одиночке поборов страх преступного сближения, запираются вдвоем в общественном туалете и подолгу с первобытной осторожностью изучают внезапно открывшийся перед ними мир тактильных ощущений. И всё это под ледяной пронзительный нойз-саундтрек.
Кстати, о музыке, взявшей приз на Венецианском кинофестивале. Она, пожалуй, самая сильная сторона фильма. Эти щемящие электронные запилы — едва ли не лучшее, что случилось в кино после работ Трента Резнора и Аттикуса Росса для последних фильмов Дэвида Финчера («Исчезнувшая», «Девушка с татуировкой дракона», «Социальная сеть»). Можно смело номинировать на Оскар, и шансы на победу будут крайне велики.
В целом же, к «Равным» не стоит относиться как к полноценной антиутопии. Это, скорее, хорошая мелодрама в красивых декорациях, позаимствованных у Джорджа Оруэлла и Олдоса Хаксли.
Расписание сеансов можно посмотреть тут.
16 июля 2016