Истории

Московское архитектурное бюро разработало проект благоустройства хабаровского парка «Динамо»

14 мая в Саратове на форуме «Среда для жизни: квартира и город» подвели итоги архитектурного конкурса проектов благоустройства общественных пространств в 15 городах России. Одним из таких городов стал Хабаровск. За победу в конкурсе боролись три проекта для столицы Дальнего Востока — парк «Динамо», площадь Блюхера и улица Пушкина. Победил первый концепт, авторы которого — сотрудники Buromoscow. «Флюгер» рассказывает, что придумали московские архитекторы.

23 мая 2017
Оксана Соболь, Алексей Ларин

Парк «Динамо» в Хабаровске находится в самом центре города, но переживает не лучшие свои времена. Наверное, главная прелесть парка и в том же время главная боль — овраги. Обычно парки имеют плоский ландшафт, и парк «Динамо» из-за оврагов выгодно отличается от многих. В то же время один из них — так называемый ботанический овраг — стал местом притяжения, как людей, пытающихся изменить город в лучшую сторону, так и их антагонистов. Активисты периодически высаживают сюда декоративные растения и устраивают в овраге субботники, а другие горожане наоборот сваливают сюда мусор. Плюс. здесь же, пользуясь ландшафтными особенностями, периодически прокладывают трассы любители экстремальной велоезды, что вызывает негодование тех же активистов-ботаников.

Buromoscow разработало проект благоустройства парка и выиграло с ним конкурс. Конкурс проходил при поддержке Министерства строительства и ЖКХ РФ и был организован АИЖК и КБ «Стрелка». По условиям конкурса, победителю полагаются 400 000 рублей в качестве приза, а также контракт на разработку дизайн-проекта.


Что представляет собой парк «Динамо» сегодня


Сегодня это самый обычный парк, каких по стране многие тысячи. Ухоженный вокруг центральной аллеи с лавками и урнами и обветшалый на периферии, подходящий для прогулок, но не особо насыщенный событийно и не имеющий уникальных точек притяжения горожан.

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11


Что предложило московское бюро


Характерно, что основные представления о парке проектировщики формировали по съемке с квадрокоптера. Хотя один из разработчиков рассказал, что был в «Динамо» лет пять назад, когда оказался в Хабаровске пролетом: помнит, как лежал на траве и боролся с джетлагом.

02
Здесь и далее по клику/тапу открываются увеличенные изображения, где это целесообразно.

В Buromoscow разделили парк на четыре территории — каждая из них учитывает интересы своей категории пользователей, а также рельеф, природные и транзитные особенности.

01

03

Зонирование вполне может лечь в основу логотипа, схематично изображающего карту парка.

new

Детский парк, по задумке архитекторов, должен расположиться на месте существующего парка аттракционов, который дополнят современным оборудованием и мультифункциональными павильонами. В этой части парка максимально сохранена существующая сеть дорожек и введена новая визуальная доминанта — детская вело и самокатная дорожка, выполненная из синего резинового покрытия. Она замыкает собой территорию парка, превращая его в своеобразный бассейн с развлечениями.

04

Планировка театрального сквера вдохновлена регулярными формами доминанты участка — Краевого Музыкального Театра, стилобат которого стал основой планировочного модуля.
Прогулочная ортогональная сетка делит сквер на множество небольших пространств, которые наполняются различными функциями, в нее вписываются объекты различного масштаба — от фонтана, который заключается в Тайный Сквер, до столика для пинг-понга. Диагонали прорезают сетку соединяя нужные точки и облегчая транзит через эту часть парка.

05

Речная долина расположена в левом овраге парка. Она протянулась вдоль каскада существующих грунтовых водоемов, которые планируется запрудить и провести в них санацию русла. Регулируемые запруды помогут справиться с потоками ливневой воды, превращая долины в протяженный дождевой сад, с благоустроенными набережными засаженными водными растениями. Для желающих спуститься с оврага быстрее через речную долину проходит первая в России горная роллерная дорога, которая спускается от Детского парка к Нижней Станции.

06

Ботанический Овраг — это правый овраг Парка, в котором сохранились многие краснокнижные виды Дальневосточной флоры. Доминанта оврага — Спиральный Мост, лежащий на трех вершинах, он предлагает лучшие видовые точки внутрь пальцев оврага и обеспечивает транзит, не оказывающий антропогенного воздействия на дно оврага.

В овраге решена проблема воздействия еще одной группы пользователей оврага — экстремальных велосипедистов. Для них будет создана трасса и фигуры на мостках, что сбережет травяное покрытие и исключит ежегодное выстраивание трамплинов из глины.

К мосту подходят экотропы приподнятые над землей, с которых можно ознакомится с сохранившейся и досаженнной по проекту уникальной флорой.

В ходе исследования контекста проектировщики консультировались с представителями сообщества «Ботанический Овраг», которые дали рекоммендации по существующему положению и будующей засадке территории.

С нижней обзорной площадки открывается лучший вид на всю чашу оврага, на ней находится Биостанция — объект, используемый в образовательных целях, а также регулирующий жизнедеятельности оврага — сообщество «Ботанический Овраг» будет хранить в нем инвентарь для субботников в парке, и регулировать сток зеркала пруда, который расположен под обзорной площадкой.

07

08

Центральная Ось — как закрепляющий сегмент в японском деревянном соединении, является не только важной транзитной артерией, но и связующей площадью для всех прилегающих к ней территорий. Она состоит из центральной аллеи парка и площади перед стадионом, на которой сосредоточены все коммерческие функции парка. Для коммерции рекомендуется использовать здание стадиона, имеющее потенциальный активный фасад, обращенный на площадь. Тем более, что стихийная коммерция там уже сложилась.

На площади пересекаются все пути парка — тут берет начало экотропа, уходящая в Ботанический овраг. Центральная ось пересекается важной продольной транзитной артерией, которая идет по гребню рельефа и отделяет «плоскую» часть парка от оврагов — так называемая «новая связь» соединяет стихийные Западный и Восточный входы в парк, осуществляя между ними полноценный транзит.

09

Новая связь — это маршрут, сложившийся из существующих дорожек в левой стороне парка и поднимающийся над изгибами рельефа в правой. Он соединяет два неофициальных входа в парк, обеспечивая прямой транзит через площадь Ленина до здания Университета.

10


Как и в случае с любыми архитектурными конкурсами в России, судьба этого концепта под вопросом: часто то, что строят мало похоже, на то, что проектировали. Однако после объявления победителей конкурса в Саратове представители Buromoscow уже встретились с главным архитектором Хабаровского края Александром Селеменевым, и есть шансы, что бюро сможет сопровождать обновление парка «Динамо» на всех этапах этих работ.