Почему интеллектуальные игры стали модными
В России мода на интеллектуальные игры сформировалась относительно недавно. Интерес подогрела в частности массовая культура: в XXI веке герои со стальными мускулами и миниганом окончательно ушли в доисторическое прошлое, их сменили ботаны и хитроумные сыщики. Эти идеалы актуальны как для кино («Доктор Хаус», «Теория большого взрыва», «Шерлок»), так и в реальной жизни — в тренде образ успешного творца, гика из условной Кремниевой долины (Илон Маск, Стив Джобс, Павел Дуров и прочие). Девиз многих современных людей: «Smart is the New Sexy».
При этом быть умным в данном контексте — это не скучно и не занудно. Блеснуть эрудицией, оказалось, можно не только на уроке или на работе, но и в баре или клубе за напитками и закусками. Здесь пригодился опыт «барных квизов» (pub quiz), которые зародились в Великобритании, оттуда распространились в Европу и США и успешно развлекают народ уже десятки лет. В таком формате придумано и «Clever-шоу», которое создали комсомольские шоумены Алексей Воронин и Матрена Шкарбан.
Алексей Воронин и Матрена Шкарбан
Что за Clever и как играть
Clever (англ. «умный») — это интеллектуальная игра, которая проходит в концерт-баре «Инлайф» два-три раза в месяц. Чтобы туда попасть, нужно собрать компанию до десяти человек (по опыту, рекомендуем команду на шестерых), подать заявку организаторам, прийти в назначенное время в «Инлайф», заплатить за участие (по 500 рублей с человека) и играть.
Командам задают вопросы (всем одни и те же), они стараются найти на них правильный ответ. Почти в каждом случае, кроме шестого раунда, на решение задачи дается одна минута. Загадки могут быть из самых разных областей: от популярной музыки или устройства автомобиля, до индустрии красоты или необычных научных опытов. Авторы игры очень щепетильно относятся к подбору вопросов. Особое внимание уделяют так называемым вкусным вопросам, после получения ответов на которые участник (даже если сам не догадался) воскликнет: «Ух ты, вот это клево!» Такое послевкусие от задач действительно не редко, поэтому некоторые наиболее увлеченные команды даже собираются на следующий день после «Клевера» для своеобразного «разбора полетов». Эмоции и общение между игроками здесь не менее важно, что тренировка интеллектуальной мышцы.
В отличие от многих других форматов игр — это не франшиза. Алексей и Матрена делают игры самостоятельно, подбирают вопросы и относятся к «Клеверу» достаточно трепетно. Поэтому сильно переживают, когда команды пропускают игры: «Как не придете?! Мы же столько вкуснях приготовили!»
При всей «крафтовости» игры авторы стараются относиться к ней максимально профессионально и любым людям, которых зовут на помощь (дизайнер, фотограф, помощники в зале), непременно платят — отсюда и необходимость взносов с участников. Матрена и Алексей рассказывают, что, конечно, можно позвать волонтеров, попросить знакомого фотографа помочь бесплатно, но это снижает степень ответственности и рано или поздно приводит к халтуре — а это не совместимо с желанием делать качественное развлечение.
Игра проходит в шесть раундов. В первом раунде нужно выбрать верный ответ на вопрос из четырех вариантов. Обычно в начале игры вопросы относительно несложные, отсюда и название раунда — «Учат в школе». Вот для примера один из когда-то отыгравших вопросов (ответы на все вопросы можно найти в конце статьи):
На чём в стихотворении Чуковского «Тараканище» передвигалась жаба?
1. Трамвай
2. Велосипед
3. Метла
4. Кобыла
Второй раунд называется «Где логика?» Он устроен по аналогии с одноименным шоу на канале «ТНТ». Командам раздают листочки с изображениями: нужно угадать, какая между картинками логическая связь — это может быть как устойчивое выражение или строчка из песни, так и просто самостоятельное слово.
Вот пример:
Третий раунд называется «Вопросы средней прожарки». Нет, это не про кулинарию (хотя загадка может быть связана и с ней), речь идет о сложности: здесь задают вопросы уровня условного «Брейн-ринга» — не слишком сложные, но все же заковыристые.
Пример: В некоторых российских монастырях на соседних дверях нередко можно встретить буквы «Б» и «С». А что они означают?
Четвертый раунд — «Вернисаж». Здесь графические вопросы. Пример: Какому персонажу принадлежат эти вещи?
В пятом раунде наступает время довольно серьезных задач — почти уровня «Что? Где? Когда?» Чтобы ответить, нужно либо знать упоминаемый в вопросе факт, либо обладать весьма завидной сообразительностью.
Власти мексиканского штата Табаско намерены были разработать и принять законодательный акт, направленный против алкоголизации населения. В результате удалось наложить запрет на продажу только этого пива. Однако разработка данного закона населением региона была встречена крайне негативно, а местным барам и вовсе грозила разорением. Какое же пиво было запрещено им продавать?
В шестом раунде начинается блиц — на размышления всего 15 секунд. Впрочем, и вопросы здесь могут быть полегче (но это не точно).
Правда или ложь: если громко материться, то можно дольше терпеть боль?
Все ответы на игровых бланках сразу отдают организаторам. Успехи и промахи участников оперативно подсчитывают, и периодически между раундами ведущие рассказывают, на каком месте находится та или иная команда.
В конце по сумме очков выявляют «Умных» — победителей, а также «Красивых» — наименее успешную команду. Отсюда и второе название игры — «Умные и красивые».
В качестве призов победители получают, во-первых, право следующей бесплатной игры; во-вторых, диплом; в-третьих — пачку сертификатов от разных городских компаний-спонсоров (это могут быть боулинг, кафе, салон красоты и прочее).
Какие еще особенности
Во-первых, в «Клевере» всегда несколько победителей. Дело в том, что некоторые команды подбираются действительно очень сильные. Следовательно у команд послабее практически не остается шансов хоть когда-нибудь победить. Во многих интеллектуальных играх эта проблема решается достаточно радикальным способом: в последнем раунде можно делать «ставки» — в том числе и крупные. И по итогам одного заключительного раунда таблица лидеров и аутсайдеров может буквально перевернуться: тот, кто был умен и удачлив всю игру, окажется в хвосте, а отстававшие внезапно вырвутся на первую строчку. Создатели «Клевера» посчитали такой подход несправедливым, поэтому нашли другой выход. Все команды — по собственному выбору — делятся на весовые категории. Кто считает себя действительно очень умным, идет в тяжелый вес; середнячки — в средний; кто послабее — в легкий. В итоге победителей определяюют в каждой весовой категории. К слову, представители «Флюгера» уже успели нанести два визита вежливости на «Clever-шоу»: в первом случае заняли первое место в тяжелом весе, во втором в той же категории — последнее.
Во-вторых, перед окончательным объявлением результатов и победителей, пока ведется подсчет очков, проходит «Клевер-лото». Это самое обыкновенное лото, но на деньги. Участники по желанию покупают карты для игры, ведущий достает из мешка бочонки и называет цифры, игроки заполняют билеты — кто первым закрыл весь лист, тот и выиграл банк (обычно 7-8 тысяч рублей). Это помогает участникам игры не скучать, пока организаторы подсчитают, кто выиграл, а кто красивый.
В-третьих, авторы игры периодически проводят «Недетский клевер» — тот же Clever, но на пикантную тематику. Этот формат стал особенно популярным: количество команд так велико, что не помещается в бар, и приходится разбивать игру на два дня.
Кроме того, проводится еще и Clever-лайт — облегченная барная версия игры, где вопросы полегче, в основном на тему кино и музыки.
Clever подходит и для корпоративов
Если в компании поднадоели обычные практики укрепления корпоративного климата, то «Clever-шоу» — хороший способ освежить неформальные отношения между сотрудниками. Речь, разумеется, идет не о тех корпоративах, где накрывают столы и отчаянно пьют и пляшут под Ольгу Бузову, — в такой обстановке обычно не до интеллектуальных игр. Речь о тимбилдинге без галстуков. Причем несмотря на формат «Клевера», где принято, что участвуют 20-25 команд, игра подходит и для небольших фирм.
Здесь стоит привести ценный пример риелторской компании «Этажи», которая в качестве команд-соперников позвала своих партнеров — коммерческие банки и прочие организации, с которыми фирме регулярно приходится взаимодействовать. Так получается не только неформальное общение коллег по компании, но и укрепление внешних деловых (и не очень) связей.
Ответы на вопросы в примерах
Первый раунд: На чём в стихотворении Чуковского «Тараканище» передвигалась жаба?
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.
Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле.
Второй раунд
Ответ: деньги. Полтинник, косарь, чирик.
Третий раунд: Что означают буквы «Б» и «С» на соседних дверях в некоторых российских монастырях?
Ответ: «Братья» и «Сестры».
Четвертый раунд: Эйс Вентура
Пятый раунд:
Власти мексиканского штата Табаско намерены были разработать и принять законодательный акт, направленный против алкоголизации населения. В результате удалось наложить запрет на продажу только ЭТОГО пива. Однако разработка данного закона населением региона была встречена крайне негативно, а местным барам и вовсе грозила разорением. Какое же пиво было запрещено им продавать?
Ответ: Холодное.
Шестой раунд: Правда или ложь — если громко материться, то можно дольше терпеть боль?
Ответ: Правда. Ричард Стивенс из Кильского университета в Англии провел эксперимент с участием 67 студентов, в рамках которого предложил им держать руку в ледяной воде как можно дольше. Всех студентов поделили на две группы: одним разрешили материться в процессе, другим — нет. Оказалось, что те, кто ругались матом, держались в среднем на 40 секунд дольше. Члены этой группы также заявили, что боль была «не такой уж нестерпимой». Стивенс теперь всем рекомендует: «Я бы советовал людям, у которых что-то болит, активнее ругаться матом».
У этого эффекта появился медицинский термин: Hypoalgesic effect of swearing — буквально «Эффект снижения чувствительности к боли бранью».
Ближайшие игры:
24 января — Clever #27
28 января — Clever-лайт
В феврале — Недетский Clever и закрытие сезона (организаторы обещают после игры After-party).
Страница проекта ВКонтакте
И в Инстаграме