«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Великобритания, США, 2017
трагикомедия, драма
18+
Режиссер Мартин МакДона («Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов»)
Актеры: Фрэнсис МакДорманд, Вуди Харрельсон, Сэм Рокуэлл, Джон Хоукс, Питер Динклэйдж, Калеб Лэндри Джонс, Лукас Хеджес, Эбби Корниш и другие
Главная героиня этого взрывного трагикомического вестерна — немолодая жительница американской глубинки Милдред (умопомрачительная роль Фрэнсис МакДорманд). За семь месяцев до описываемых в фильме событий ее юную дочь изнасиловали и сожгли. Полгода она терпела,но так и не дождалась не то что законного возмездия, но даже появления подозреваемых. Милдред пришла к резонному выводу, что местная полиция свою работу выполняет плохо, и решила вступить в публичную конфронтацию с копами. Она арендовала на обочине дороги (на которую, по словам рекламного агента, заезжают только заблудившиеся идиоты) три билборда и разместила на них обращение к шерифу (Вуди Харрельсон), мол, как же так, где же правосудие? Сообщение получилось вполне деликатным и в рамках закона, но незамеченным не осталось. Наоборот, баннеры запустили целую цепочку роковых событий.
Британский режиссер Мартин МакДона — в первую очередь крайне успешный и известный в мире театральный драматург. Его предыдущие картины — оскароносная короткометражка «Шестизарядный» и полнометражные «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов» — безусловно, были очень яркими и весьма любимы зрителями за напоминающее о братьях Коэнах остроумие и почти Тарантиновский задор. Но теперь совершенно очевидно, что в кино последние десять с небольшим лет МакДона только разминался и лишь к 2017 году достиг истинного величия. Его «Билборды» — монументальное произведение, мощи которого будет завидовать любой голливудский или европейский титулованный мастер.
Британцу особенно удались две вещи. Во-первых, он превзошел самого себя как сценарист. Да, его опыт драматурга не вызывал сомнений, знакомые с творчеством МакДоны зрители ожидали от него мощных диалогов. Но в «Билбордах» постановщик умудрился закрутить историю таким образом, что ни одного сюжетного поворота предугадать абсолютно невозможно. Практически каждая сцена выстреливает какой-нибудь неожиданностью. Но на эти изощрения МакДона идет не просто чтобы удивить зрителя — так он раскрывает историю и героев, дает необычайный человеческий объем всем персонажам, какими бы карикатурными они ни казались в первые 15 минут фильма. В итоге, в общем-то, простая история о потере и нежелании с ней мириться, превращается в невероятной глубины роман. И роман этот оказывается еще сильнее из-за авторского чувства такта и паузы, не позволяющего МакДоне всё проговаривать вслух до банальностей. И, конечно, из-за мастерства актеров, которые не скупятся на слова, но часто и без слов, глазами могут показать, какое тектоническое напряжение происходит у них внутри.
В связи с «Билбордами» в первую очередь принято говорить о Фрэнсис МакДорманд, которая за главную роль номинирована на Оскар и практически не оставляет в этой гонке шансов никому. Впрочем, здесь сильны абсолютно все персонажи. Сэму Рокуэллу, который играет упоротого копа мамкиного садиста, в какой-то момент, кажется, удается украсть почти все зрительское внимание, которое в основном направлено на главную героиню. Впечатляют и второстепенные, эпизодические роли — нет ни одного плоского персонажа, даже если ему дана всего минутка экранного времени.
Отдельно стоит говорить о жанре, в котором МакДона орудует как шэф-повар. В прежних лентах казалось, что основной интерес автора направлен на недалеких проходимцев, и режиссер над ними в основном глумился. Претензии постановщика на драматическую глубину и там уже прослеживались. Но именно в «Трех билбордах» эта глубина, как пропасть, раскрылась прямо перед ошарашенным зрителем. Тут бесполезно искать добрых или злых. Прав не будет практически никто — и это актерам тоже предстоит сыграть: экзистенциальный ужас каждого от того, что он до конца не понимает, правильно ли то, что он делает, куда это может привести. Если отбросить все шутки и обаяние фильма, — он по-настоящему страшный. Но перепугать аудиторию МакДона тоже не стремится и даже череду трагедий умудряется передать с юмором. И от этого разговор о трагическом не становится несерьезным или пошлым — так эта история делается только пронзительнее.