В здании, принадлежащем предприятию-банкроту ОАО «Амур-порт» уже несколько лет не ведется почти никакой активной деятельности. В советские времена здесь, помимо собственно речного вокзала, были гостиница и ресторан. После приватизации предприятия, помещения вокзала арендовали коммерсанты: они держали дискотеки, магазины, ночные клубы, рестораны и кафе. Однако, в конце концов, отношения между арендаторами и собственниками попортились (все стороны винят друг друга), и здание практически опустело. Продолжают работать здесь лишь сами сотрудники «Амур-порта»: их осталось несколько, и на зиму они вынуждены покидать здание: долги не позволяют предприятию решить проблему с отоплением.
В подавляющем большинстве помещений теперь разруха. У кого-то здесь был бизнес, но уходя, он демонтировал все, что можно было демонтировать. Кто-то пытался открыть клуб, но не смог достроить и бросил все на полпути. Не осталось даже скромных офисов такси, еще несколько лет назад ютившихся в некоторых кабинетах. Кажется, последние следы жизни можно обнаружить в багажных отделениях, которые облюбовали бомжи, и в бывших гостиничных апартаментах на верхнем этаже: там, по рассказам работников «Амур-порта», в 2012 году жили гастарбайтеры, строившие станцию «Газпрома» на Орловском шоссе.
Здание несколько лет назад пытались продать примерно за 95 миллионов рублей, но тогда желающих приобрести актив, требующий катастрофических вложений, никто не захотел. Впрочем, на фоне бесконечных юридических разборок по поводу прав собственности на имущество «Амур-порта», не факт, что эта сделка вообще могла бы стать возможной.
Единственное, что вдохнуло в здание хоть немного жизни, это открывшийся в этом году неподалеку каток на Набережной: в фойе на первом этаже Речного вокзала заработал прокат коньков и простенький кафетерий.
В сентябре 2016 года редакция «Флюгера» посетила здание, обойдя все помещения: начиная со знакомого многим второго этажа, где были ночные клубы и рестораны, до крыш, с которых открываются отличные виды на Набережную, и подвалов. Фотограф Дмитрий Чемерис сделал большой фоторепортаж о нынешнем состоянии помещений, который мы наконец и публикуем. Получился настоящий Чернобыль-на-Амуре.
Дополнительно комментировать иллюстрации не будем. Следом за «Флюгером» свой репортаж опубликует краевед Дмитрий Николаев, который также присоединился к нашей экспедиции, — в нем помимо фотографий должно быть еще и много исторической фактуры.