«Экипаж»
Россия, 2016
драма, приключения, триллер
6+
Режиссер Николай Лебедев
Актеры: Данила Козловский, Владимир Машков, Агне Грудите, Сергей Кемпо, Катерина Шпица, Сергей Шакуров, Сергей Газаров, Елена Яковлева, Сергей Романович и другие
Молодой и очень талантливый лётчик Гущин (Козловский) из-за своих идеалистических причуд вылетает из вооруженных сил. Отец, уважаемый авиаконструктор на пенсии (шикарный Шакуров) его пристраивает в небольшую безымянную (но по логотипу мы ее, конечно же, узнали) авиакомпанию, где его начинает стажировать опытный и непробиваемый пилот-кремень (Машков). Параллельно Гущин влюбляется в коллегу по гражданской авиации (неотразимая Агне Грудите), но у них по мало понятным причинам не клеится. Но тут все трое оказываются со своим лайнером на вулканическом острове в Азии, где начинаются землетрясения, лавоизвержения, и надо спасать рабочих, их семьи и себя. Всё горит, взлетная полоса горит, вторая тоже горит. И в этих условиях надо как-то взлететь, и даже это будет не конец.
Авторы нового фильма утверждают, что это не ремейк «Экипажа» Александра Митты 1980 года, а родственное, но самостоятельное произведение. И, пожалуй, это правда. Первый советский фильм-катастрофа в значительной мере инспирировал молодого режиссера Николая Лебедева, уже успевшего заслуженно прославиться, как минимум, «Легендой 17». И новый «Экипаж» многократно цитирует советскую классику, кланяется и передает приветы всеми мыслимыми способами. Но всё же это несколько иное кино.
Лебедев повторяет структуру старого фильма Митты: долгое знакомство с персонажами, а потом взрывы, огонь, акробатические трюки на страшных скоростях и высотах.
Но у Митты это знакомство было иным. Его герои были проблемными, в их жизнях разворачивались нешуточные драмы, снятые до того искусно, что никаких катастроф дальше и не нужно было. Поэтому старый «Экипаж» это практически кинороман. И довольно жуткий в социальном смысле, депрессивный. Чтобы повторить подобный эффект сегодня, современному режиссеру Лебедеву пришлось бы в начале на часок включить зрителям «Левиафан».
Лебедев выбирает другой путь: он меняет жанр увесистого социального киноромана Митты, на легкую романтическую мелодраму, местами даже на романтическую комедию с практически безупречными героями, у которых в жизни временно что-то не так, но это ерунда, вот-вот всё наладится. Это не хорошо и не плохо. Это просто по-другому. Лебедев снимает это умело, качественно, с хорошим чувством жанра.
А на пол-пути к титрам начинается фильм-катастрофа. Причем вполне сопоставимая по воздействию на зрителя с фильмом-катастрофой 1980 года. И это комплимент, еще какой. Старый «Экипаж» стал настоящим откровением для советского зрителя: ничего подобного, со взрывами, огнем, крушениями, таким количеством по чем зря гибнущей массовки ему еще никогда не показывали. В советском кино такого не было — казалось, что и не может быть. То, что сегодня снял Лебедев, тоже практически не имеет аналогов в российском кино: так шикарно, жестоко, технически безупречно у нас еще не ломали все, что попадает в кадр. Конечно, в зарубежных фильмах мы подобное видели (да и то в таком качестве не во многих), но в наших — точно нет! И в этой части ленты Лебедев снова демонстрирует отличное чувство вкуса и жанра. И все это в очень органичном 3D-режиме. Придраться почти не к чему.
Если после «Легенды 17» автора еще можно было ругать за пафос, патриотические перегибы и чрезмерную праздничность, то в «Экипаже» он полностью избавился от этого недуга. Поругать всерьез можно только за совершенно нелепую манеру по десять раз за фильм повторять одну и ту же фразу, словно в «Телепузиках».
Но все же упрощенность картины здесь налицо. Если у Митты драма, развернувшаяся в первой половине фильма, задавала мрачноватую и многозначительную тональность даже хеппи-энду, к которому герои подошли уже чуть ли не калеками, то кино Лебедева походит на экранизацию детских мальчишеских мечт. Девочка капризничает, не хочет водиться, но вот вдруг начнется вокруг кошмар, ты героически всех спасешь, и она обязательно оттает. У Лебедева оттаивают сразу две. Он так небрежно завершает эти романтические конфликты, что аж неловко от такой наглости.
Впрочем, зрителя это особо не смущает. Причем зрителя требовательного: аудитория на сеансах — среднего возраста и старше, люди идут ностальгировать по впечатлениям от старого «Экипажа». И обиженных новым фильмом на выходе из кинотеатра не видно.
Коротко резюмируя, мы получили еще один (после недавнего «Хардкора») отечественный фильм, которым всерьез можно гордиться. В том числе и на международной арене, где он явно будет прокатываться.
28 апреля 2016