17 апреля в комсомольской Библиотеке Островского с лекцией выступила Ольга Чередниченко, чьи путеводители по разным городам мира издает «Эксмо». На встрече с комсомольчанами Ольга рассказала, что однажды поехала в Париж и очень хотела пройти по местам, знакомым из книг Хемингуэя и фильмов «Амели» и «Париж, я люблю тебя». Но путеводителей по таким достопримечательностям нигде не нашлось. Тогда Ольга предложила издательству «Эксмо» занять эту нишу. И с тех пор ее работа — трэвел-журналистика.
После лекции в библиотеке и экскурсии по Комсомольску Ольга Чередниченко побеседовала с выпускающим редактором «Флюгера».
Как вам Комсомольск? Где успели побывать, что видели?
Были на экскурсии в Краеведческом Музее, проехали по городу, посмотрели Набережную, памятники, дома. Как это обычно бывает во всех городах.
Вы обещали позже на своем сайте написать о впечатлениях. Но все же, если коротко, как вам город?
Конечно, хочется ремонта. Впечатляющий Амур, огромный! И мост через Амур тоже впечатляет, дом со шпилем.
Вчера была в театре, очень понравился спектакль «Инкогнито» по «Ревизору» Гоголя.
Я рада, что посмотрела, как живут люди на другом конце нашей огромной страны. Никогда еще не была на Дальнем Востоке.
Вы сегодня во время лекции сказали, что, по первому впечатлению от города, он очень чистый. Заметили, наверное, какое возбуждение у комсомольчан вызвала такая оценка? Здесь так совсем не считают. Город чистый по сравнению с чем? Где значительно хуже?
Например, я в Воронеже была относительно недавно, там хуже. В Петрозаводске — не супер-чисто. Кое-где даже в Москве: в центре, может, и не валяется мусор, а как только выйдешь за его пределы… А здесь мне показалось, что чисто. И позже мы много ездили по городу, я не увидела никакого мусора, летающих пакетов.
Вы говорили, что издательство ваших путешествий не оплачивает. Как все выглядит с технической стороны? Вы согласуете маршрут, потом сами летите, а уже за текст вам выплачивают гонорар или процент с продаж?
Да, платят гонорар. Вообще, я в первую очередь фрилансер, я работаю не только с издательствами, но и читаю лекции, например. В последнее время езжу в пресс-туры: как журналиста меня отправляют за счет тур-оператора или отеля, и я пишу статьи с упоминанием этого отеля или тур-оператора. Так, недавно я ездила в Индию в отель SwaSwara.
А для путеводителя я еду за свой счет, и после мне платят. Причем, по московским меркам, очень небольшой гонорар. Роялти (проценты с продаж) мне не отчисляют — их платят только известным писателям художественной литературы.
Мне кажется, если делать путеводители по местам из фильмов, то тут будет сложность с авторским восприятием города. Рим у Феллини и Рим у Вуди Аллена — это несколько разные Римы. Или наш Питер: для одних это романтика, город-музей и почти Венеция, другие его воспринимают по Достоевскому — серость, мрак и жить невозможно. Как трэвел-журналист решает эту проблему?
Если я делаю маршрут по фильму «Амели», то я стараюсь передать точку зрения именно Амели и дать читателю почувствовать себя Амели. Поэтому я рекомендовала пускать блинчики, камушки по каналу Сен-Мартен, то есть делать то, что делала Амели.
Еще у меня был маршрут по картинам импрессионистов, по тем местам, которые они писали. Я выбрала разные картины и сложила их в маршрут. И там я старалась рассказывать истории художников, какие трудности они переживали, они ведь многие в нищете жили, но часто не унывали, устраивали веселую жизнь. Здесь другой взгляд получается.
Хэменгуэй — это третий взгляд. Он тоже нищий ходил по Парижу, ему нечего было есть, но зато он встречал то Джойса на бульваре, то еще кого-нибудь.
Канал Сен-Мартен, Париж / hotzeplotz
Часто впечатление о местах по книгам оказывается обманчивым?
Когда я в первый раз приехала в Париж, я его не узнала, представляла совсем другим. Поэтому мне и захотелось сделать эти маршруты. Я все время говорю, что любое место становится живым и интересным, только когда мы узнаем историю, связанную с этим местом. Точно так же и в Комсомольске — можно смотреть на дом и ничего не понимать, обычный дом. А потом узнаешь истории людей, которые его строили, что это были заключенные, как они выживали — сразу другое впечатление. За каждое место гордость или боль, за каждую трещину.
У вас во время поездок есть пространство для личной свободы путешественника? Открыточный Париж, который нужен для путеводителя, это одна история. Но иногда хочется по окраинам погулять, посмотреть другую сторону жизни города. Это удается? Или время расписано только для туристического маршрута?
У меня есть одна традиция. К сожалению, в Комсомольске не получилось осуществить. Но вообще, я стараюсь в первый день не ходить по какому-то плану, просто выйти в город, заблудиться, познакомиться с кем-то, просто побродить. А на следующий день уже с картой по плану исследовать. Я стараюсь оставлять место для счастливого случая.
Какие сервисы и инструменты для путешественников порекомендуете?
Я порекомендую aviasales.ru — для покупки дешевых билетов, с пересадками, по акциям, со скидками. Там же удобно искать отели.
Есть еще способ сэкономить на билетах. Сайты типа aviasales как правило ищут стыковочные рейсы лоукостер+обычный. Чтобы была стыковка лоукостера с лоукостером — практически не бывает. Это можно поискать самому: найти, в какой город можно улететь по скидке дешевле всего, а потом уже искать лоукостеры или автобусы из этого города до пункта назначения. Так получится самый экономный вариант. Конечно, на поиск самой дешевой точки входа и построение дальнейшего маршрута так уходит значительно больше времени, но зато денег сэкономишь.
Еще я путешествую с помощью couchsurfing.com. Каучсёрфинг — это способ найти бесплатное жилье. Обычные жители города селят вас в свою квартиру ради общения. Вы за это их, например, учите борщ варить или рассказываете что-то о трэвел-жуналистике.
Плюс я всегда вожу с собой удостоверение члена Союза журналистов. В Европе по нему бесплатно пропускают во все музеи. В России меня так ни разу не пустили. А в других странах музеи бесплатны не только для журналистов, но и для сотрудников туристической сферы, школьников, студентов, пенсионеров.
Еще я использую tripadvisor.ru и foursquare.com для чтения отзывов о кафе.
Сколько может стоить самое дешевое путешествие?
Можно съездить в Ригу на выходные за 6200 рублей — столько стоит автобус туда-обратно. Это из Москвы, конечно, то есть вам отсюда еще до столицы нужно будет долететь. И виза еще обойдется в пять тысяч.
А в самой Риге можно пожить каучсерфингом бесплатно. Еда там намного дешевле, чем в России. Если честно, у меня глаза на лоб полезли: в 2-3 раза дешевле продукты. Рига — уникальное место. С одной стороны, это уже Европа — все чистенько, аккуратненько; с другой стороны, здесь все говорят на русском. В Риге множество бесплатных музеев, бесплатных экскурсий, есть Англиканская церквь Спасителя, где по средам дают бесплатный органный концерт. Я даже для lenta.ru писала статью «Как душевно отдохнуть в столице Латвии за 6200 рублей», там описаны все способы сэкономить.
Рига, Латвия / Xiquinho Silva
Сколько стран вы уже охватили?
В Америке я была в Нью-Йорке. В Африке — на Мадагаскаре. В Азии — это Таиланд и Индия. Больше всего, конечно, Европы: Португалия, Италия, Испания, Франция, Швейцария, Кипр, Хорватия и страны Прибалтики.
Вы говорили сегодня, что ваш любимый город — Лион. А самый нелюбимый?
Самые неприятные впечатления были тоже во Франции — в Марселе.
Он известен как столица портового хамья.
Да-да-да! У меня сложилось впечатление, что там сплошные бандиты ходят по улицам, проститутки, очень страшно, мусор вдоль дорог. Зато там я съездила на водной маршрутке к замку Иф, о котором, конечно же, знаю с детства, долго мусолила эту книгу. Там мне очень понравилось.
[Замок Иф известен по книге Александра Дюма «Граф Монте-Кристо»: главный герой романа Эдмон Дантес провел много лет в заточении в замке — прим. «Флюгера».]
Политический вопрос. В Европе ощущается это пресловутое «загнивание», о котором нам так много рассказывают по телевизору?
По телевизору нам много чего рассказывают. Нет никакого загнивания. Там все хорошо. Конечно, там есть геи. Но они есть везде. Просто наши вынуждены скрываться, а там парочка может спокойно пройтись по улице, держась за руки, и это нормально. Там такие же люди, как и все остальные. Конечно, все страны разные, но живут хорошо почти везде, уровень жизни высокий. Все вежливые. И очень многие занимаются благотворительностью.
Я однажды ездила в Карелию. Меня присоединили к группе путешественников из Англии, семья англичан — тетушка, ее муж и сын. Вот эта тетушка — учитель скрипки, муж — деревянных дел мастер. У нас люди с такими профессиями, как правило, живут бедно. А у них это люди с абсолютно нормальными доходами, могут позволить себе съездить в Россию, хотя это довольно дорогое путешествие.
И вот они обратились с запросом в специальную организацию, где им нашли семью с 16-летним мальчиком с синдромом Дауна. И раз в неделю они на сутки забирают его к себе домой, играют с ним, читают книги, гуляют — просто чтобы родители отдохнули. Вот такой акт благотворительности.
С кем я ни общалась в Европе, большинство людей занимается волонтерством: у кого побольше денег, те помогают деньгами, у кого поменьше — помогают участием.
Когда вы селитесь у кого-то через каучсерфинг, вы ведь общаетесь с этими людьми. О чем они рассказывают? Мне кажется, если бы вы на неделю поселились здесь у кого-нибудь, то после исчерпания лимита вежливой сдержанности люди начали бы плакаться про дороги, зарплаты и подобное. Что беспокоит европейцев?
Люди очень похожи. Их заботят одни и те же проблемы: работа, отношения, цены, политика. Как и мы, любят побраниться на слишком высокие налоги и подобные вещи. Хотя им, конечно, меньше есть что ругать.
Что мне нравится и что меня поражает: они себя уважают, это у них в крови. Если у человека физические увечья, он не чувствует себя ущербным, не стесняется. Нет стеснения, принижения себя, они просто такие какие есть. Условия жизни позволяют. И воспитание такое. В школах принято перемешивать таких детей. И стараются внушать детям, что это нормально. Ни у кого нет ощущения, что вон с тем человеком что-то не так.
Отношение к русским изменилось за последние годы?
Нет. К русским относятся нормально. Точно так же, как к любым другим иностранцам. Конечно, сразу начинают расспрашивать про политику, про Путина, когда наши политические истории гремят на весь мир, — им всё интересно.
В Индии, в отеле, я познакомилась с тетушками из разных стран — Мексики, Австралии, Швейцарии, Шотландии. Мы понимали, что видимся первый и последний раз в жизни, и поэтому не стеснялись задавать друг другу вопросы о личной, общественной жизни, о работе, кто как живет. И им было интересно про политику. И я рассказала, что мои родители не принимают мою политическую позицию, и из-за этого бывают проблемы, достаточно серьезные ссоры. И девушке из Мексики было непонятно, как это возможно: «Вы из-за политики спорите дома с родителями?!» И немка ей объяснила: да, у них вот так, политика очень важна, все люди так или иначе имеют какое-то мнение относительно политики.
Когда я писала про мавзолей Ленина, выяснилось, что во многих странах мира есть аналогичные мавзолеи. Но только в России каждый житель имеет по этому поводу свое мнение. Например, 48 процентов считают, что его нужно похоронить, другие 49 говорят, что пусть лежит, и только какой-то крошечной доле — все равно.
Но к русским относятся хорошо. В Париже очень часто можно услышать русскую речь. Вообще, во Франции русских очень любят. Видимо, еще с царских времен так исторически сложилось, был активный культурный обмен, все образованные люди знали французский язык. Все до сих пор вспоминают дягилевские сезоны. Много очень старых ресторанов с историей русских. Все интересуются русской культурой, читают Достоевского, Толстого.
Вы сегодня говорили, что из мест, где еще не были, хотели бы поехать в Мексику. Несмотря на то, что там буянят наркокартели и очень опасно. У вас есть склонность к экстремальным путешествиям? В Припять, например, не хочется?
Чернобыль это интересно и манит. Даже в Комсомольске мы сегодня проезжали площадь в такой момент, когда там не было людей. Такие места завораживают, может показаться, что они вымершие. Но ехать в Припять мне жаль здоровья. Боюсь, что такие поездки даром не проходят. Страшно.
А что еще кроме Мексики?
Еще очень хочется в Бутан. Это такое небольшое государство в Азии, где вместо ВВП считают индекс счастья. Странное место. Все люди ходят в одинаковой одежде. Как и в Северной Корее, можно ходить только с гидом и только в определенных местах. Говорят, что если там заглядывать в окна, то можно увидеть бутафорские телевизоры, а на самом деле в этих домах никто не живет, и телевизоры создают впечатление благополучия, которого на самом деле нет.
Тхимпху, столица Бутана / Zachary Collier
20 апреля 2016