С этой весны тарифы на всех автобусных маршрутах объявлены нерегулируемыми — стоимость поездки определяют сами перевозчики. Уже начали появляться автобусы с билетами по 25 рублей. «Флюгер» моделирует ситуацию, в которой поездка на автобусе может обойтись в миллион рублей.
Что случилось
С 11 января 2016 года вступила в силу статья 17 220-ФЗ «Об организации регулярных пассажирских перевозок». Теперь в законодательстве появилось понятие нерегулируемых тарифов. Это означает, что в любом городе по инициативе муниципалитета могут появиться маршруты, на которых перевозчики сами определяют стоимость проезда.
Как было раньше
Раньше стоимость всех перевозок определяло правительство субъекта федерации. В нашем случае это был краевой комитет по тарифам и ценам (КТЦ). Он называл максимальную стоимость билета, которую могли устанавливать перевозчики. Последний действующий по сей день тариф, установленный КТЦ, — 19 рублей. Именно столько должен стоить проезд в автобусах маршрутов с регулируемым тарифом.
Что пошло не так
Сложившаяся ситуация выглядит очень своеобразно.
Указанная статья закона гласит, что «органы местного самоуправления устанавливают маршруты для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам».
Во-первых, вопросы возникли по поводу слова «устанавливают» — каким именно образом муниципалитет должен их установить. Как пояснили корреспонденту «Флюгера» в пресс-службе комсомольского муниципалитета, отдел транспорта администрации города убежден, что никакой специальный нормативный правовой акт городские власти по этому поводу издавать не обязаны. Издали лишь постановление, которое касается только муниципального автотранспортного предприятия.
В результате на сайте муниципалитета обновился реестр автобусных маршрутов, где тарифы на всех городских автобусных маршрутах теперь обозначены как нерегулируемые. Откуда в юридическом смысле появился этот реестр — непонятно. Каким должностным лицом он подписан, какого числа — ответов на эти вопросы нет. То есть коммерческие перевозчики, повышая стоимость проезда по своему усмотрению, опираются именно на этот реестр, хотя порядок его возникновения, внесения в него правок абсолютно непрозрачен. Сейчас там тарифы всех маршрутов указаны как нерегулируемые. Завтра неожиданно может оказаться, что какой-нибудь станет регулируемым. Это автоматически будет означать, что работающий на этом маршруте перевозчик должен возить людей снова за 19 рублей и не более. Можно ли таким образом влиять на конкуренцию в отрасли? Можно. Может ли непонятно откуда взявшийся реестр стать инструментом шантажа тех или иных перевозчиков? Может.
Во-вторых, та же статья ФЗ допускает появление муниципального нормативного акта, который будет устанавливать требования к перевозкам по нерегулируемым тарифам. Такого нормативного акта администрация города тоже не выпустила. Отсутствие таких требований создает очень интересную ситуацию, когда пассажир не знает, сколько стоит проезд в автобусе, в который он садится.
Согласно действующим нормативам, перевозчик должен размещать в салоне автобуса информацию о стоимости проезда и провоза багажа (наряду с прочими данными о себе и о маршруте). Но только в салоне. На борту автобуса цену он писать не обязан. В соответствии с правилами регулярных пассажирских перевозок пассажир обязан оплачивать проезд от пункта посадки до пункта, в котором он покинет транспортное средство. Стоимость, подчеркиваем, в случае с коммерческими перевозчиками теперь может быть любой.
Итак, ситуация. Вы садитесь в коммерческий автобус, стоимость поездки в котором до посадки для вас не была очевидна. Автобус тронулся и повез вас по маршруту. И тут выясняется, что поездка в этом автобусе стоит 1 000 000 (один миллион) рублей. Установить такую стоимость (да и вообще любую) перевозчик имеет полное право. Услугу вам уже оказывают и вы обязаны ее оплатить, нравится вам это или нет. Что делать?
Этим вопросом корреспонденты «Флюгера» поставили в тупик сотрудников Роспотребнадзора в Комсомольске и в Хабаровском крае. В региональном управлении обещали изучить законодательные нормы и в ближайшее время дать разъяснения, как пассажирам вести себя в этой ситуации.
В администрации Комсомольска на этот вопрос никак не отвечают. Хотя самым очевидным решением был бы нормативный правовой акт, устанавливающий требования к перевозкам по нерегулируемым тарифам. Одним из таких требований могло бы быть обязательное обозначение на борту автобуса стоимости поездки.