Редакция посетила один из комсомольских квест-румов, поговорила с его создателем и рассказывает, что это за развлечение и как оно устроено.
Квесты в реальности (они же квест-румы, они же квест-комнаты, они же эскейп-румы) появились в Европе и Азии около десяти лет назад. Участников игры помещают в запертом помещении, и им за отведенное время необходимо выбраться наружу, с помощью логики решая загадки и головоломки и получая при необходимости подсказки. Чтобы погружение в игру было максимально эффективным, у ситуации, в которой оказываются участники, появляется легенда, игровое пространство обустраивается в определенном стиле и наполняется большим количеством реквизита.
Квесты в реальности могут быть простыми или очень насыщенными. Вместо одной комнаты пространство может состоять из нескольких, а помимо звуковых и интерактивных спецэффектов в игре могут присутствовать дополнительные действующие лица — для исполнения этих ролей приглашают актеров.
Существует огромное количество жанров — это некие типовые ситуации, в которых оказываются игроки. Много квестов создается на тюремную тематику, в жанре «советская квартира», про средневековые замки с приведениями, где актеры хорошенько припугивают игроков, ужастики про логово маньяка и многие другие. Создают также квесты по фильмам: например, фильм «Пила» — уже сам по себе академический квест.
В Москве такие развлечения появились несколько лет назад, когда образовалась одна и самых крупных российских структур в этом бизнесе — компания «Клаустрофобия». Сейчас ее франшиза распространилась как по России (ближайшая к нам — в Хабаровске), так и за рубежом. Но и без франшизы некоторые энтузиасты сами создают квест-румы.
В Комсомольске «Клаустрофобии» нет, но есть комнаты, которые открыл Дмитрий Чемерис. Сейчас у него работают два квест-рума: одна игра называется «Побег», где по сюжету участникам нужно выбраться из тюрьмы; вторая — «Эксперимент № 13» в жанре «советская квартира», где героям нужно вырваться из плена обезумевшего ученого.
Дмитрий рассказывает, что при покупке франшизы та же «Клаустрофобия» дает очень многое — сценарии, звуки; вплоть до того, что представители компании сами приезжают на место и помогают на всех этапах запуска игры. Но за это берут огромные деньги, которые слишком сложно будет отбить в небольших городах вроде Комсомольска. Поэтому все загадки Дмитрий придумывает сам или с партнерами (например, одну из комнат он начинал готовить с братом). Чтобы наполнить пространство реквизитом, приходилось ходить по барахолкам, скупать вещи с помощью сервисов частных объявлений, искать что-то в заброшенных домах.
Вообще, квест-румы это некая производная от компьютерных игр в жанре квестов (в России, например, очень популярными были «Петька и Василий Иванович» и Syberia) и от городских игр «Энкаунтер», где участники решают различные задачи на местности. Дмитрий рекомендует тем, кто приходит в квест-рум впервые, познакомиться с канонами жанра хотя бы по какому-нибудь компьютерному квесту, чтобы было понятнее, как устроен геймплей, перенесенный в реальность.
Нужно понимать, что эскейп-румы могут подойти не для всех.
Во-первых, существуют ограничения по возрасту: в «Побег» могут играть люди от 14 лет, в «Эксперимент» — от 16. Но в целом, маленьким детям вообще эти игры не очень подходят. Практика показывает, что они не слишком любят концентрироваться, думать, решать задачи самостоятельно, и их приходится постоянно снабжать подсказками: ребенку не нравится прилагать усилия, но хочется постоянно добиваться успеха в игре.
Во-вторых, участники должны в повседневности вести более-менее активный образ жизни — развивать внимание и наблюдательность, стремиться к преодолению каких-то трудностей. Если вы, условно говоря, пассивный телезритель, — едва ли вам будет интересен квест-рум.
Кстати, практически все квест-комнаты рассчитаны на прохождение игры двумя и более участниками, им нужно уметь разделять задачи между собой, спонтанно доверять друг другу какую-то ответственность. Поэтому такие игры прекрасно подходят для практических занятий по тим-билдингу. Внезапно можно узнать о сильных или слабых сторонах ваших коллег, и эти знания могут пригодиться в работе. Да и просто это помогает научиться находить общий язык. Этим многие фирмы — в том числе и комсомольские — активно пользуются, превращая игру в своеобразный тренинг.
Игра в каждом квест-руме — одноразовое удовольствие. Решив все задачи однажды, второй раз проходить через это будет уже неинтересно. Изредка наиболее упорные игроки возвращаются, если не удалось выбраться из комнаты с первого раза. В любом случае, жизнь каждого эскейп-рума конечна — постепенно через комнату пройдут все, кого она могла заинтересовать в этом городе, и ее придется закрывать, придумывая, что организовать на этом месте далее.
Поэтому игра в квест-румах стоит дороже, например, билета в кино. Хозяин комнат Дмитрий сравнивает это развлечение именно с кинотеатром. Туда можно ходить бесконечно долго, ведь каждые две недели репертуар обновляется. А квестов в данном случае только два, и повторно сюда посетители вернутся еще не скоро. Поэтому им приходится платить больше. Выбраться из обоих комнат нужно за один час. Как правило, игры по сложности и насыщенности рассчитаны на трех-четырех участников. Стоит игра 1500 рублей с команды. То есть каждому игроку придется заплатить от 375 до 500 рублей.
Как играть
От редакции «Флюгера» попробовали сыграть в «Побег» трое. По сюжету, мы что-то ограбили, нас поймала полиция и посадила в КПЗ. Часть наших подельников осталась на свободе и пытается организовать для нас побег. Но нам самим нужно каким-то образом открыть решетку камеры, подобрать пароли к нескольким сейфам и так далее.
Дмитрий утверждает, что выбраться из комнаты без подсказок не удавалось еще никому. Не удалось это и нам. Более того, нам пришлось добавить дополнительных минут 5-10 — подсказки мы старались брать пореже.
Весь смысл в том, что нужно активно взаимодействовать с пространством, наполненным множеством различных предметов. Их можно использовать как по назначению, так и не очень. Наверное, самая большая сложность заключается в том, что для создания атмосферы в комнате предметов как минимум вдвое больше, чем реально потребуется для прохождения квеста. Лишние — очень сильно сбивают с толку, потому что все время непонятно, что из них нужно использовать сейчас, что может пригодиться позже, а про что можно смело забыть.
Нас это тоже слегка сбило с толку и мы принялись решать задачи иногда излишне хардкорными методами, переворачивая камеру вверх дном (едва ли кто-нибудь до нас пытался открыть камеру с помощью скамейки). Кстати, по словам Дмитрия, самое быстрое прохождение задания с выходом из камеры (это только часть квеста) — три минуты. Кажется, для этого нужно помимо сообразительности иметь немало везения и ловкости.
Очевидно, одна из самых сложных задач при придумывании таких квестов — соблюдение баланса сложности загадок. Тем более, что способности у всех людей очень разные. В этом смысле у Дмитрия все устроено довольно гибко. Он нередко упрощает задания, добавляет новые подсказки или предметы в комнату, наблюдая за тем, как мучаются игроки, если квест оказывается для них сложноватым.
В любом случае, час пролетает незаметно и очень увлекательно. Для прохождения квеста нужно вспомнить, как складывать в уме четырехзначные числа (хотя можно, конечно, и в столбик), приходится пользоваться фонариками (в том числе ультрафиолетовым), подбирать ключи и коды к замкам, в других квестах может потребоваться морзянка. В общем, это не просто решение ребусов, сидя на одном месте. Это вполне активная игра — отличный способ развеяться, особенно если большую часть дня вы прикованы к офисному стулу.
Посмотреть расписание работы квест-румов и забронировать для себя сеанс можно на сайте questkms.ru.
27 марта 2016