«Да здравствует Цезарь!»
Великобритания, США, 2016
комедия
18+
Режиссеры: Итан Коэн, Джоэл Коэн
Актеры: Джош Бролин, Джордж Клуни, Олден Эренрайк, Рэйф Файнс, Скарлетт Йоханссон, Тильда Суинтон, Фрэнсис МакДорманд, Ченнинг Татум, Джона Хилл, Вероника Осорио и другие
Действие происходит в Голливуде 50-х годов — в «золотую эпоху» дураковатых акробатических вестернов, беззаботных мюзиклов, салонных мелодрам, мрачного нуара и помпезных пеплумов. Эдди Мэнникс (Джош Бролин) — кинопродюсер, в чьи обязанности входит не столько само кино, сколько решение сопутствующих его производству закулисных проблем. И проблем этих — нескончаемая вереница.
Актера Бэрда Уитлока (Джордж Клуни), играющего Цезаря как раз в пеплуме о закате Римской империи с появлением Иисуса, похищают слегка поехавшие члены коммунистического подполья. Мэнниксу нужно выкупить артиста и скрыть все это от прессы.
Звезду наивных вестернов Хобби Дойла (Олден Эйренрайк) переводят на съемки натужного драматического фильма, который ставит утонченный режиссер с издевательским именем Лоренс Лоренц (Рэйф Файнс). Дойл — безнадежная деревенщина, полностью лишен необходимой для роли галантности, ходить нормально без коня не может и нечего сложнее команд для лошади изречь не в состоянии. Мэнниксу приходится сдерживать конфликт, чтобы постепенно исчерпывающий свое терпение режиссер не пришиб к черту сельского ковбоя.
Еще одна звезда — на этот раз аквамюзикла — хабалка в исполнении Скарлетт Йоханссон неизвестно от кого забеременела перед очередными съемками и на нее не налезает резиновый костюм русалки. Этот скандал Мэнниксу тоже надо как-то скрыть, иначе пресса будет его мусолить до самого Карибского кризиса.
Все это не столько полноценный сюжет, сколько калейдоскоп сатирический этюдов о грехах Голливуда — тупости, беспринципности, пошлости. Своего рода капустник, которые в артистической среде принято закатывать по случаю юбилея какого-нибудь мэтра, — актеры дурачатся, пародируют друг дружку, глумятся, но по-доброму, любя. С той лишь разницей, что театральные капустники — специфический продукт, понятный в основном причастным к тусовке людям; посторонним зрителям нередко хочется вызвать на этот ералаш бригаду санитаров. А «Да здравствует Цезарь» — кино, которое должно быть понятно всем.
У братьев Коэнов здесь как раз вереница пародий на жанры полувековой давности и на тех, кто их олицетворял. Любители старого кинематографа увидят в персонажах и Эстер Уильямс, и Джина Келли, и Чарлтона Хестона. Все эти оммажи можно считывать, можно пропускать мимо внимания, но менее смешно от этого не станет. Фильмы Коэнов, как всегда вызывают хохот и искреннее недоумение: как они все это выдумывают?! И если образы зачастую привычные (тот же Клуни неизменно в их фильмах играет дебилов), то текстовых находок хватает с лихвой. Чего только стоит сцена перепалки представителей четырех религиозных конфессий о том, достаточно ли деликатно представлен образ Христа в сценарии нового фильма, — этот эпизод, как и многие другие, с легкостью разлетится на цитаты.
В общем, если это голливудская исповедь, то не простить такого грешника невозможно.
6 марта 2016