«13 часов: Тайные солдаты Бенгази»
США, 2016
боевик, экшн, военный, драма
18+
Режиссер Майкл Бэй
Актеры: Джон Красински, Джеймс Бэдж Дэйл, Пабло Шрайбер, Дэвид Денман, Доминик Фумуса, Макс Мартини, Алексия Бальер, Дэвид Костабайл, Пейман Моаади, Мэтт Летчер и другие
Новый фильм Майкла Бэя — всегда продукт очень специфический. Главная особенность стиля Бэя — не важно «что», важно «как». Поэтому первая часть рецензии — рассказ о сюжете, с которого мы обычно начинаем, — самая необязательная. Но история, кстати, совершенно реальная, так что надо рассказать.
2012 год. Ливия, город Бенгази. Тут не так давно устроили революцию и свергли режим диктатора Каддафи, но его сторонники продолжают проказничать, временами выглядывая из подполья. Кругом бардак, по улицам ходят люди с оружием, которое покупают здесь же на базарах. Все зарубежные посольства и консульства позакрывались от греха подальше. Осталась только скромная дипломатическая миссия США и секретная база ЦРУ, которую охраняют несколько бородатых накачанных бывших морских котиков. В годовщину теракта 11 сентября ливийские боевики нападают сперва на подобие американского консульства, а затем и на штаб ЦРУ. Далее много стрельбы, взрывов, потом звездно-полосатый флаг и титры. Такое кино.
Еще немножко о совершенно неважном. Осмысленность происходящего и вообще все, что обрамляет экшн-сцены, для Майкла Бэя предельно вторично. Это нужно понимать, чтобы излишне не нервничать от сюжетных нестыковок. Например, база ЦРУ до того секретная, что какие-то школьники-голодранцы издевательски закидывают туда через забор петарды буквально спустя минуту после экранной тирады про ее никому неизвестные координаты — нормальное дело для Майкла Бэя. Он снимает не для тех, у кого есть голова, память и вообще разум, а для тех, у кого глаза и уши, — остальное вам не понадобится вообще ни разу за весь фильм. Поэтому здесь можно встретить такие диалоги:
— Моя дочь пошла в детсад.
— Парень уже есть?
— Придержи язык за зубами!
Да и самих персонажей трудно различить — у них, кроме одного-двух, даже фасон бороды один на всех. Вообще, видимо, борода тут что-то сакральное — как источник сил у Хоттабыча, даром что дело на Востоке происходит. Но кто кого играл — не разобрать даже со справочником. За общим мельтешением различия между персонажами стираются напрочь.
Зато ко всему, что происходит, когда герои закрывают рты, придраться невозможно. Искусство экшна, погонь, экранной стрельбы, взрывов и прочего боевого драматизма Бэй освоил в совершенстве. Пули свистят, мины летят, уподобленные зомби ливийцы сыплются гроздями, американские спецназовцы мчатся на горящей машине. В общем, красота разрушений — вот главная стихия автора. Визуальная сторона фильма действительно бесподобна. Тут почти ни одного лишнего кадра не найти. Примечательно еще и то, что режиссер, кажется, впервые пошел на поводу у моды показывать военные конфликты дергающейся псевдо документальной камерой, что традиционно придает зрелищу присущего этому жанру шарма.
Еще бы глупых диалогов и лирики поменьше — и цены бы этому боевому празднику не было. Автору, возможно, стоило бы укротить свои драматургические амбиции, которым практически не на что опереться. По примеру Зака Снайдера, отбросившего в «Запрещенном приеме» все лишнее и ставившего только карнавал спецэффектов. При таком подходе кино Майкла Бэя смотрелось бы легче, а натужный драматизм бедно прорисованных героев не так сильно нервировал бы.
1 февраля 2016