Отмечается, что изменить схему движения по одному из сложнейших городских перекрестков решил глава Комсомольска после того, как в апреле 2015 года на одном из пешеходных переходов пассажирский автобус сбил насмерть школьника. Городские власти отмечают, что «главная цель всех новшеств — предотвратить в дальнейшем ДТП с травмами и гибелью людей, обеспечить безопасность как для водителей, так и для пешеходов». Утвердила проект Межведомственная комиссия по безопасности дорожного движения.
На реализацию проекта, которой разработало комсомольское проектное бюро «Стройпроект-ДВ», потратят 4,5 миллиона рублей. В феврале будут на аукционе определять подрядчика для этих работ. Начать реализацию планируется весной — как только позволит погода. А завершить реорганизацию движения транспорта на перекрестке власти хотят к Дню города — 12 июня.
«Флюгер» решил опробовать новый формат материала и поискать плюсы и минусы в комплексе изменений. Интриги тут не будет — счет числа положительных и отрицательных сторон указан прямо в заголовке статьи. А заодно мы предлагаем и вам проголосовать за или против нововведений по пунктам.
Но сперва перечислим все обновления. Полную большую схему измененного перекрестка можно посмотреть здесь. Перечень изменений, представленный муниципалитетом, мы немного подкорректировали: некоторые пункты объединяли в себе несколько нововведений — мы раздробили их, поскольку каждое из изменений можно оценить по-разному; а некоторых важных в списке не оказалось вовсе — мы их сами разглядели на схеме, уточнили в муниципалитете и добавили в перечень.
1. Машинам запретят на этом перекрестке поворачивать с Аллеи Труда налево.
То есть транспорту, двигающемуся по Аллее Труда со стороны площади Кирова, на перекрестке с Мира запретят поворачивать налево в сторону Набережной. А транспорту, двигающемуся по Аллее Труда со стороны Октябрьского проспекта, на перекрестке с Мира запретят поворачивать налево в сторону площади Металлургов.
2. Пешеходный переход через проспект Мира в районе молочного киоска перенесут дальше в сторону Набережной. Он разместится примерно напротив входа в продуктовый магазин по Мира 20.
3. Пешеходный переход через Аллею Труда в районе киоска «Союзпечать» будет перенесён ближе к зданию администрации города.
4. Пешеходный переход возле главного входа в авиационно-технический техникум перенесут чуть ближе к Октябрьскому.
5. Около новых пешеходных переходов возле здания администрации и недалеко от техникума появятся светофоры с кнопочным устройством.
6. У пешеходного перехода возле Мира 20 появится светофор, который будет работать в режиме мигания для привлечения внимания водителей.
7. Вдоль пешеходных тротуаров в районе обозначенного перекрёстка будут выставлены ограждения.
8. За новый пешеходный переход возле Мира 20 будет перемещена и трамвайная остановка. То есть ее тоже отодвинут от перекрестка чуть дальше в сторону Набережной.
9. Автобусная остановка у ДК Судостроителей прекратит своё существование. Ее разделят на две — одну сделают на Мира, вторую на Аллее Труда.
10. В связи с ликвидацией остановки у ДК Судостроителей появится остановка на проспекте Мира справа от подъезда к левому крылу дворца, где КЦ «Красный».
11. В связи с ликвидацией остановки у ДК Судостроителей появится остановка на улице Аллея Труда по стороне движения в направлении Октябрьского в районе магазина «Страна цветов» по ул. Аллея Труда 24.
12. Автобусную остановку возле авиационно-технического техникума отодвинут дальше к Октябрьскому.
13. Автобусную остановку возле техникума, которую отодвинут дальше к Октябрьскому, разместят слева от существующего пешеходного перехода.
14. На Аллее Труда физические разделители между направлениями движения будут немного продолжены к центру перекрестка. В сообщении городских властей это изменение не указано, но его хорошо видно на схеме.
ХОРОШО
1. Транспорту запретят на этом перекрестке поворачивать с Аллеи Труда налево.
Эта мера решает серьезную проблему. Поворачивающие налево с Аллеи Труда на этом перекрестке машины регулярно образуют столпотворение и создают аварийные ситуации, поскольку дождаться возможности завершить маневр сложно — загруженность перекрестка очень высокая, особенно в часы пик. В результате встретить здесь экипаж ДПС, регистрирующий аварию, можно слишком часто. А ДТП здесь еще сильнее осложняют движение.
Нужно отметить, что многие автомобилисты и без всяких запретов сами давно избегают поворота налево с Аллеи Труда и пользуются объездными путями — например, через Севастопольскую или через Мира в сторону Набережной.
2. Пешеходный переход через Аллею Труда в районе киоска «Союзпечать» будет перенесён ближе к зданию администрации города.
3. Пешеходный переход через проспект Мира в районе молочного киоска перенесут дальше в сторону Набережной. Он разместится примерно напротив входа в продуктовый магазин по Мира 20.
4. Пешеходный переход возле главного входа в авиационно-технический техникум перенесут чуть ближе к Октябрьскому.
Учитывая сложность и насыщенность движения на перекрестке Мира с Аллеей Труда, отодвинуть подальше от него пешеходные переходы видится вполне разумным решением. Рядом с перекрестком они повышают напряженность движения автомобилей. Там и машинам-то сложно разобраться между собой, при этом перед колесами еще и пешеходы путаются. Безусловно, запрет на левые повороты с Аллеи Труда разрядит обстановку. Но унести переход чуть подальше от непростого перекрестка — шаг, с точки зрения безопасности, совсем не лишний.
Перенос перехода через проспект Мира в этом смысле видится не такой обязательной мерой — интенсивность движения и транспорта, и пешеходов здесь низкая. Но если смотреть на перспективу, то можно предположить, что количество транспорта здесь может возрасти — например, в связи с переносом загса в старое помещение Краеведческого музея. Неизвестно, какие еще факторы могут повысить насыщенность движения в направлении Набережной, но лучше быть готовым к этому загодя.
5. Около новых пешеходных переходов возле здания администрации и недалеко от техникума появятся светофоры с кнопочным устройством.
Наконец-то переходы через Аллею Труда в районе перекрестка будут зарегулированы.
Некоторым может показаться, что кнопочный механизм управления светофором (например, как около ЦУМа) здесь излишен. Почему-то многие горожане убеждены, что он дает пешеходам преимущество, что они при большом потоке будут без остановки жать на кнопку и вызывать зеленый сигнал светофора, что приведет как автомобильному затору. На самом деле, все обстоит не так. А даже наоборот: если пешеходов нет, то и автомобилям ничего не мешает дольше, чем при работе обычного светофора.
Вызванный пешеходами зеленый работает определенное время. После того, как загорится красный, для пешеходов включается тайм-аут, в течение которого автомобили свободно едут через переход. Здесь всё полностью упирается не в то, сколько пешеходов пытается пересечь проезжую часть, а в то, насколько с умом светофор будет настроен, какие тайминги будут выставлены. При беглом поиске в Гугле мы выяснили, что, например, в Москве тайминги для таких светофоров на разных улицах могут составлять от 15 секунд до трех минут.
Поэтому в случае проблем с этими переходами претензии нужно предъявлять не пешеходам и не тем, кто придумал сюда поставить светофор именно этого типа, а тем, кто отвечает за его отстройку. Например, автомобилистам давно пора было бы поднять вопрос о кнопочном светофоре возле «Большого книжного»: там зеленый пешеходам загорается сразу же после нажатия на кнопку — натуральное издевательство над водителями. Конечно, так быть не должно ни в коем случае.
6. У нового пешеходного перехода возле Мира 20 (после его перемещения от молочного киоска в сторону Набережной) появится светофор, который будет работать в режиме мигания для привлечения внимания водителей.
Судя по всему речь идет о светофоре типа Т.7 с одной секцией желтого цвета. Мигающий желтый, согласно пункту 6.2 ПДД, «разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности». В нашей редакции вообще почти нет сторонников нерегулируемых пешеходных переходов (за редкими исключениями). Но то, что он будет обозначен хотя бы желтым мигающим сигналом — уже хорошо. Могли ведь и просто «зебру» со знаком оставить — было бы значительно хуже. Тем более этот сигнал будет полезен для тех, кто в темное время суток по непривычке просто забудет о существовании здесь перехода. В случае увеличения потоков на этой части проспекта Мира светофор можно и переоборудовать.
7. Расположенную сейчас возле главного входа в авиационно-технический техникум автобусную остановку перенесут чуть ближе к Октябрьскому.
Эта мера тоже полезная и опять же направлена на уменьшение напряженности на перекрестке. Дистанцируются друг от друга потоки пешеходов, личного и общественного транспорта. Это правильное решение.
8. Вдоль пешеходных тротуаров в районе обозначенного перекрёстка будут выставлены ограждения.
Всё правильно. К этому решению были бы претензии, если бы на перекрестке наблюдался недостаток пешеходных переходов. Когда легальных переходов нет, а необходимость пересечь проезжую часть есть, оградки — бесполезная мера, все равно будут перелазить. В нашем же случае пешеходных переходов достаточно во всех направлениях.
Все ограждения по кромке проезжей части на схеме обозначены розовой линией.
9. На Аллее Труда физические разделители между направлениями движения будут немного продолжены к центру перекрестка.
Это разумно, поскольку физические разделители направлений дисциплинируют, не позволяют торопящимся водителям лезть туда, куда не положено, создавать заторы и аварийные ситуации. В данных двух случаях разделители жестко фиксируют запрет на левый поворот с обеих сторон улицы.
ПЛОХО
1. За новый пешеходный переход напротив входа в продуктовый магазин по Мира 20 будет перемещена и трамвайная остановка. То есть ее тоже отодвинут от перекрестка чуть дальше в сторону Набережной.
Трамвайная остановка привязана к пешеходному переходу и должна сдвигаться вместе с ним. Безусловно, ПДД разрешают пешеходам, выходя из трамвая, сразу пересекать проезжую часть, а автомобилисты обязаны их пропускать. Но наличие разметки лучше дисциплинирует, повышает уверенность участников движения и снижает аварийность. К тому же, мы уже писали, что все, что связано с пешеходами, лучше отодвинуть подальше от сложного перекрестка. На первый взгляд, после вышесказанного перемещение этой трамвайной остановки однозначно должно оказаться в категории «ХОРОШО». Но вопрос в том — как именно ее переносят. А переносят ее почему-то так же безобразно, как это сделано во многих случаях на проспекте Ленина.
Дело в том, что на схеме переход и трамвайная остановка расположены слишком далеко друг от друга: по нашим расчетам, между ними около двадцати метров. В связи с этим у нас два предположения.
Либо пассажирам после высадки из трамвая придется двадцать метров блуждать вдоль рельс до пешеходного перехода, уворачиваясь от автомобилей и нарушая пункт 4.8 ПДД «не задерживаясь, освободить проезжую часть». Это очень плохо.
Либо нужно поступать так, как предписывают правила: сразу после высадки из трамвая выходить на проезжую часть и пересекать дорогу. Но, во-первых, в двадцати метрах от «зебры» эта ситуация выглядит парадоксально. Во-вторых, это пешеходам удастся не во всех случаях. На четную сторону горожане перейти смогут — там, судя по схеме, предусмотрен парковочный карман. А вот на нечетную не смогут — там ограждение. То есть тут точно придется нарушать ПДД и идти по краю проезжей части до пешеходного перехода. Что помешало проектировщикам разместить остановку и переход впритык друг к другу — непонятно.
Не говоря уже о том, что должно быть вот так: приподнятая над проезжей частью, огражденная посадочная платформа с упирающимся в «зебру» пандусом. Но в то, что так сделают, мы не верим.
2. Автобусная остановка у ДК Судостроителей прекратит своё существование. Ее разделят на две — одну сделают на Мира, вторую на Аллее Труда.
Это самая разрушительная мера из всех предложенных. Пассажиры в результате проигрывают в выборе транспорта. Если вам сейчас нужно уехать с площади Юности, например, в Привокзальный микрорайон, то вы на действующей пока остановке можете дождаться 9, 17, 18, 20 и 26 маршруты. Вдобавок сейчас вы можете видеть, что с Набережной идет трамвай, и дойти до его остановки (конечно, с учетом отдаления от площади двух пешеходных переходов, которые нужно преодолеть на пути к трамваю, эта задача становится трудновыполнимой). Теперь вам придется выбирать одну из двух остановок: на Мира к вам приедут только 9 и 18 автобусы, а на Аллее Труда — 17, 20 и 26. Два или три из возможных пяти. Вероятность дождаться транспорта быстрее значительно снижается. При этом совершенно непонятно, чем мотивировано это решение. У автобусной остановки на ДК Судостроителей практически нет никаких минусов.
Кстати, подобное издевательство над пассажирами организовано на перекрестке Аллеи Труда с Октябрьским. Там стометровое расстояние разделяет остановки 20 и 26 маршрутов, едущих опять же в Привокзальный микрорайон. Что мешает останавливаться 26-му на Аллее Труда там же, где останавливается и 20-й, а потом поворачивать на Октябрьский, — непонятно. В итоге пассажиры должны, полагаясь на чутьё и везение, выбирать один маршрут из возможных двух, периодически теряя возможность уехать скорее.
3. В связи с ликвидацией остановки у ДК Судостроителей появится остановка на проспекте Мира справа от подъезда к левому крылу дворца, где КЦ «Красный».
Подъезд к ДК Судостроителей — чрезвычайно перегруженный участок. Там паркуется огромное количество машин (это проблема для отдельного разговора, но пока это факт). Если там появится еще и остановка, через которую будут ездить автобусы аж четырнадцати маршрутов, там случится коллапс.
4. В связи с ликвидацией остановки у ДК Судостроителей появится остановка на улице Аллея Труда в районе в районе магазина «Страна цветов» в 24-м доме.
Здесь, конечно, будет проезжать не такое количество автобусов, как в случае с новой остановкой на Мира, но все равно много. И все это опять же очень близко к напряженному перекрестку. В конце концов, если мы признаем вредительством ликвидацию остановки на ДК Судостроителей, то и образование двух новых, по логике, ничего хорошего не несет.
5. Сдвинутую от техникума в сторону Октябрьского автобусную остановку разместят слева от существующего пешеходного перехода.
Это нарушение ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
5.3.3.6 Остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком или за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 25 м и 5 м соответственно.
Аналогичные требования указаны и в ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования».
Автобус должен проехать пешеходный переход, а затем уже остановиться для посадки/высадки пассажиров. В противном случае особенно расторопные граждане сразу мчатся на «зебру», где еще не покинувший остановку автобус загораживает им обзор. Усугубляется всё еще и тем, что, в отличие от остановки напротив, для этой почему-то не предусмотрен карман. То есть стоящий автобус будет занимать одну полосу движения, что еще сильнее ухудшит обзор. Безусловно, хорошо, что этот переход регулируется светофором. Но когда все участники движения хорошо видят друг друга, они чувствуют себя спокойнее.
Что можно было бы тут сделать. Сейчас по новой схеме остановки в обоих направлениях движения оказались друг напротив друга. Скорее всего стоило на стороне техникума остановку двигать еще дальше, чтобы быть ближе к следующему пешеходному переходу в районе перекрестка с Севастопольской — тогда она оказалась бы справа от него.
Тут возникает другая проблема. Это на сто метров отдалило бы остановку от площади Кирова (следующая находится только там возле гостиницы «Визит»). В сумме вышло бы около 850 метров, хотя все тот же ОСТ 218.1.002-2003 требует 400-600 метров. Но дело в том, что и сейчас между остановками возле техникума и гостиницей «Визит» 750 метров. То есть остановка в районе здания муниципалитета напрашивается сама собой — тогда вышло бы как раз по 400 с небольшим метров.