«Выживший»
США, 2015
триллер, приключенческий, драма, история, вестерн
18+
Режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту
Актеры: Леонардо ДиКаприо, Том Харди, Донал Глисон, Уилл Поултер, Форрест Гудлак, Пол Андерсон, Кристоффер Йонер, Джошуа Бёрдж и другие
Реальная история. 20-е годы 19 века. Охотники и торговцы мехом постепенно осваивают заснеженные побережья Миссури. Пока они пытаются доставить заготовленный мех в город, на их лагерь нападает индейское племя Ри, отнимая часть меха и убивая больше половины участников похода. Уцелевшие вынуждены спасаться бегством и отклониться от первоначального маршрута.
Роль проводника выполняет хорошо знающий эти места охотник Хью Гласс (Леонардо ДиКаприо), которому в схватке с индейцами удается спасти своего сына. Но вскоре на самого Гласса нападает самка гризли и в исключительной по степени жестокости сцене растерзывает его до полусмерти, практически лишив возможности двигаться и говорить. Из проводника Гласс превращается в постепенно умирающий багаж, который через крутые склоны гор транспортировать просто невозможно. Компания решает бросить Гласса умирать, но оставить с ним сына и еще пару охотников во главе с Фицджеральдом (Том Харди), чтобы после смерти они похоронили коллегу как положено.
Фицджеральду неймется поскорее сбежать из кишащего индейцами леса, получить гонорар и отправиться кутить: он убивает сына Гласса, а второго охотника обманом склоняет бросить товарища и отправиться поскорее в город. Однако брошенный в яму опытный охотник оказывается чрезвычайно живучим. Нечеловечески живучим. Ему предстоит преодолеть по тайге более трехсот километров — большую часть ползком — и отомстить.
«Выживший» невероятно жесток, красив и умен. Мексиканский режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту простых и глупых фильмов снимать вообще не умеет. И если бездонные философские контексты для него норма, то даже после гиперреалистического «Бьютифул» представить себе было невозможно, что он способен на такие кровожадные сцены. В подмогу ему оператор Эммануэль Любецки — выдающийся виртуоз эффекта присутствия, один из лучших, если не самый лучший мастер кинокамеры, парой движений отправляющий в нокаут все подряд законы физики. Ни битву с Ри, ни схватку с гризли, ни струящийся меж листьев гигантских сосен солнечный свет (а фильм снимался исключительно при естественном освещении — без всяких павильонов, хромакеев и софитов) забыть так просто не получится. Но если у Альфонсо Куарона в «Гравитации» Любецки потрясно кружил зрителя в открытом космосе, потому что просто никто раньше не сажал еще нас на такую карусель, то в «Выжившем» все это не столько для банального аттракциона, сколько для донесения смысла происходящего — каким бы болезненным этот процесс ни был. И всю эту красоту просто невозможно передать на малом экране.
Гласс не только умудряется не умереть, будучи наполовину закопанным, но и вычисляет, кто убил его сына и бросил погибать его самого. И не смотря на то, что, как минимум, половину экранного времени он толком и на ноги подняться не может, сперва ползком, затем на четвереньках, потом полусогнувшись и уже в конце обретая полноценное прямохождение, он пытается догнать предателя, чтобы отомстить. Желание выжить, жажда возмездия — важная часть сюжета. Но это явно не единственное, о чем автор снял кино. Это постепенное превращение искалеченного существа — практически из состояния земноводного — очень важно для поэтики Иньярриту. Ведь, согласно современным представлениям об эволюции, мы, как и вся остальная жизнь на Земле, выползли из воды и постепенно развились в то, что теперь видим в зеркале.
Иньярриту помещает человека в дикие условия: суровый климат, непригодная для человека ничем не обеспеченная среда, враждебные хищики. И полностью ослабленный организм. Фильмов о том, как человек выживает в лесу среди голодных зверей, уйма. Но они все в первую очередь про волю к жизни и находчивость, без глубоких философских бэкграундов. Для Иньярриту это слишком мелко. Он помещает слабого человека в равные условия с животными, как бы воссоздавая историческую ситуацию эволюции человека как биологического вида.
Вопрос антропогенеза беспокоит людей много веков. Как человек, лишенный быстрых ног, как у леопарда, или такой мощи и массы тела, как у гризли, длинных острых когтей и зубов, толстой кожи и теплой шерсти для терморегуляции, животного острого нюха, слуха, ночного зрения и подобных козырей, умудрился переиграть обладающих этим всем зверей и освоить почти всю планету, научиться счёту и письму, изобрести все, что изобрел, построить города? Достаточно ли только способности мыслить. Или взятой в руку палки (глумливая сцена, где Гласс как бы стреляет в лося из палки). Или просто желания выжить. Или нужно что-то еще? И кто именно, пройдя весь путь от ползающего, через метафорическое превращение в коня дойдет до города? Будет ли это человеком? Что за существо окажется этим Выжившим?
Есть ли в фильме ответы на эти вопросы — это решать смотрящему на экран. Но, во всяком случае, невероятно завораживает наблюдать за этим процессом. Иногда до тошноты: отдельные сцены сняты просто невообразимо жестоко. Потому что иначе дикая природа с человеком (или тем, кто пытался им стать) обходиться просто не могла. И об этом иногда неплохо бы помнить. О том, что каждый зритель это тот самый условный Выживший. Это он в ретроспективе должен был как-то выдержать чудовищную схватку с гризли, жрать сырое мясо дохлого бизона (сцена натурально из первобыта, на которой, кстати, вегетарианца ДиКаприо буквально рвало), а после всего этого как-то научиться смирению. Или не научиться. Эволюционировали мы все не слишком-то равномерно.
Что же касается одного из самых волнующих вопросов: получит ДиКаприо наконец Оскара или нет (а динамят его уже черте-сколько — это один из самых именитых, уважаемых и заслуженных артистов, до сих пор не получивших этой награды) — это вопрос сложный. С одной стороны, сомнений в том, что ДиКаприо в буквальном смысле выворачивался наизнанку в этом фильме, нет ни единого. С другой стороны, режиссер Иньярриту опасный партнер для завоевания статуэток. Показательный казус случился в прошлом году с гениальным саундтреком к его «Бердмену». В номинации на лучшую музыку фильм был дисквалифицирован, потому что саундтрек состоял только из ударных инструментов. В случае с «Выжившим» роль ДиКаприо большей частью состоит из хрипов. Но очередная номинация скорее всего неизбежна. Как и номинация ленты на «Лучший фильм». Как и номинация Тома Харди за лучшую мужскую роль второго плана (одна из ярчайших в карьере Харди). И, разумеется, оператор Эммануэль Любецки. С ним просто некому соревноваться.
8 января 2016