«Макбет»
Великобритания, США, Франция, 2015
Драма
12+
Режиссер Джастин Курзель
Актеры: Майкл Фассбендер, Марион Котийяр, Пэдди Консидайн, Шон Харрис, Джек Рейнор, Элизабет Дебики, Дэвид Тьюлис и другие
Шотландия одиннадцатого века, гражданская война — в видении Шекспира (Макбет — хоть и исторический персонаж, но английский писатель по поводу его судьбы многое нафантазировал). Главный герой — успешный полководец Макбет (как всегда, великолепный Фассбендер) выигрывает ключевой бой и тем самым прекращает междоусобицу. Не успевает он покинуть поле боя, как прямо там являются ведьмы, которые предсказывают ему сперва высокий дворянский титул, а затем и вовсе королевскую корону. Правда вот положить начало долгого рода правителей ему почему-то не удастся — таково еще одно предсказание. Вслед за ведьмами приезжает и гонец, который подтверждает, что героя сильно повысили в сословии — в качестве королевской благодарности.
Вернувшись домой, он попадает под влияние коварной жены (традиционно блистательная Котийяр), которая настаивает на том, что Макбету надо ковать свое карьерное счастье самому, причем порасторопнее. Он соглашается и закалывает добрейшего короля Дункана (как всегда, чудесный Тьюлис) и тем самым встает на скользкую дорожку, которая почти со сменой пары кинокадров меняет его до неузнаваемости. Из благородного воина, защитника суровой шотландской родины Макбет превращается в заурядного тирана, льющего кровь друзей и просто невинных людей не то чтобы просто так, а по совершенно параноидальным поводам: предсказания на него вновь сыплются, как груши, одно туманнее другого, у самого «мальчики кровавые в глазах» — белая горячка посещает часто и подолгу не уходит. В общем, плохо человеку, и хорошо он не кончит — это же Шекспир как-никак.
«Макбет» Джастина Курзеля — это тот парадоксальный случай, когда бесспорные достоинства картины (иногда достигающие масштаба настоящего художественного подвига!) оборачиваются ее же болевыми точками.
С одной стороны, «Макбет» почти безоговорочно великолепен. Это кино, не просто воспроизводящее классический литературный материал почти строка в строку, но, кроме того, создающее просто бешеную атмосферу средневековой Шотландии. Этот фильм бесконечно мрачный, густой как мед и жутко холодный — ледяные туманные пейзажи, тягучесть событий, не выговариваемый драматизм — все это просто обмораживает зрителя. И в придачу тут Майкл Фассбендер, который, кажется, даже если сыграет диван в экранизации руководства по его сборке — это будет бесподобно и завораживающе. Коротко говоря, этот фильм — настоящее произведение высокого искусства.
С другой стороны, атмосфера фильма настолько ошарашивает, что иногда ловишь себя на мысли, что перестаешь воспринимать звучащие монологи и диалоги, которые к тому же поданы в мало удобоваримой для современного кинозрителя стихотворной форме. Это делает «Макбет» очень тяжелым для восприятия не по содержанию, а по форме. При всей ее красоте — вот парадокс, да.
А если отбросить все эстетство и сознательно или непроизвольно от него отчуждаться, то получится такая экранизация местечковых криминальных сводок. Подрались, выпили, кого-то порезали, еще собрались выпить, белочка пришла, отлежались, пора снова подраться и так далее. Учитывая, что режиссер намеренно делает фильм как можно натуралистичнее, отодвигая на задний план шекспировский мистицизм (на тонкие метафорические пророчества, кажется, не обращает серьезного вдумчивого внимания не только Макбет, но в итоге и зритель), — так некоторые и вправду могут воспринять ленту, если окажутся не в силах переварить всю художественную массивность картины и просто станут от нее абстрагироваться.
2 декабря 2015