«Багровый пик»
США, 2015
Триллер, мелодрама, ужасы, детектив
18+
Режиссер Гильермо дель Торо
Актеры: Миа Васиковска, Том Хиддлстон, Джессика Честейн, Чарли Ханнэм, Джим Бивер, Берн Горман и другие
XIX век. Юная Эдит (Миа Васиковска) пытается стать писательницей. Издатель заставляет ее переделать мистический роман в более женском — любовном жанре. В силу неопытности выходит, судя по всему, скверно. Поэтому даже заботливый отец просит ее возлюбленного разбить ей сердце — чтобы она хоть как-нибудь начала постигать матчасть. А еще иногда к Эдит приходит призрак покойной матери. Выглядит родительница, прямо скажем, не очень. Зато говорит вполне разумные вещи: остерегайся багрового пика.
По закону жанра именно на багровый пик Эдит и попадает: неудачливый изобретатель Томас Шарп (Том Хиддлстон) привозит ее в качестве жены в свое стоящее на холме из красной глины на глазах уходящее под землю родовое поместье в Англии, по ряду признаков сильно напоминающее дом Тайлера из «Бойцовского клуба». В жутком и волшебном особняке (из-за дыры в крыше в его центре все время то листопад, то снегопад — не дом, а произведение искусства, ей-богу!), помимо них, есть странная сестра Томаса (Джессика Честейн), а в подвале хранятся какие-то консервы — «Мертвецы в томатном соусе» или что-то вроде того. Дальше полфильма происходит завораживающе красивое ничего. А для пышного и остервенелого (безусловно, это ярчайшая роль Джессики Честейн!) финала любовь, мистика и возникшая по ходу дела детективная линия переплетаются в единое целое, очень безумное и кровавое.
Про «Багровый пик» нужно понимать, что это не полноценный ужастик, а мастерская стилизация, абсолютно авторская попытка жонглировать стереотипами страшилок, готических сказок и томно тянущегося на этом фоне мелодраматизма. Будет не столько страшно, сколько красиво — и от шикарных картинок (дель Торо умеет, это мы давно знаем), и от беззаветной любви автора к романтическим штампам, литературным диалогам и эффектным силуэтам на фоне яркого света.
При этом режиссер не снимает просто тупую безделушку про призраков, глупую любовь, предательство и английское бездорожье. Все сложнее и интереснее. Он, например, отлично заплетает писательскую сюжетную линию. Этот мотив маячит почти незримо где-то на обочине сюжета, но редкие упоминания происходящего в романах Эдит дают понять, что вся ее писанина полностью переносится в ее жизнь — написано, что герой под действием любви меняется, значит и в жизни так тому и быть. Хотя это и не является самым важным, просто элемент кино-паззла, но с ним больше сюжетной рифмы. Автора совсем не беспокоит, что в почти детективном сюжете мало загадочного. Важно не что происходит, но как. Даже если вы знаете всё про эту историю еще до просмотра — удовольствия это знание вас не лишит. Мистика тоже самой важной частью картины не является: весь мистический сюжет компактно умещается в первых же двух экранных словах главной героини: «призраки существуют». Собственно, всё. И это тоже не спойлер.
Важнее всего в «Багровом пике» именно романтизм — который, с одной стороны, делает писателя писателем, мистификатором, а с другой стороны, делает его самого героем странных событий, тянет его в опасный дом на другом конце планеты; заставляет идти за темный угол, когда оттуда раздаются тревожные звуки, которых там быть не должно; ведет за руку в подвал вскрывать чужие секреты совершенно по-детски в открытую украденными ключами. Вот все то, на чем почти всегда строится глупость и наивность сказок и ужастиков — но не сама глупость, а романтическое опьянение от мрачного, загадочного, опасного и неизведанного — это и есть самое главное в работе мексиканского режиссера. Это что-то вроде Квентина Тарантино, на вестерны которого ходишь наслаждаться тем, как автор страстно обожает вестерн как жанр, как художественный метод. С дель Торо — ровно то же самое, только про призраков и красивые костюмы из позапрошлого века.
18 октября 2015