«Эверест»
США, Великобритания, Исландия, 2015
Приключения, драма, триллер, история
12+
Режиссер Бальтасар Кормакур
Актеры: Джейсон Кларк, Джош Бролин, Джейк Джилленхол, Джон Хоукс, Майкл Келли, Ингвар Эггерт Сигюрдссон, Эмили Уотсон, Робин Райт, Кира Найтли, Сэм Уортингтон и другие
Долгое время самая высокая гора на планете не покорялась. Но люди все же пробрались туда, и спустя десятилетия началось — из Джомолунгмы сделали коммерческий туристический аттракцион. За какие-то несколько десятков тысяч долларов опытные инструкторы готовы тащить на Эверест кого угодно — даже если этот кто угодно не очень-то и альпинист.
В основе фильма лежат реальные события 1996 года, когда две группы профессиональных альпинистов вместе с заплатившими за приключение немалые деньги туристами одновременно отправились брать вершину мира (на самом деле на этом склоне тогда было три группы, а на другом еще и четвертая, но для кино это уже было бы вавилонским столпотворением — и так персонажей очень много). Вариантов подъема на Эверест два. Первый — дьявольски тяжело, но смог и вернулся. Второй — ну, вы поняли. Это фильм про трагический подъем. Вернутся не все. Да и достигнут вершины — тоже.
Режиссер Бальтасар Кормакур — раз уж законам и прихотям природы человеку не везде удается противостоять — решил своим «Эверестом» попрать все законы Голливуда. И, надо сказать, авторские причуды кружат зрительские головы не хуже, чем высота и красота горы.
Визуальная составляющая тут вообще едва ли не главное в фильме. Кормакуру — как уроженцу, возможно, одной из самых завораживающих глаз стран Исландии — сам Бог велел создать шедевр натурного 3D (хотя без компьютерной графики не обошлось, но и реальных горных съемок хватает). Без этого было никак не обойтись. Это, вероятно, единственный способ донести до зрителя в теплом и мягком кресле — зачем люди лезут на смертельно опасные склоны (процент летальных исходов при покорении Эвереста — 11%, а раньше был и того выше). Это все настолько красиво, что понимаешь: увидеть безумно хочется, пусть даже это последнее, на что ты посмотришь в жизни. И это, пожалуй, единственное, в чем режиссер прямолинеен. В остальном он постоянно обводит зрителя вокруг пальца.
Начиная с подбора актеров. Которые, может, и не самые одаренные на свете артисты, но, по крайней мере, видные, не дешевые. У одной только Киры Найтли в фильме минуты три экранного времени от силы — хотя она тут чуть ли не главная звезда всего каста по нынешним меркам. С остальными еще сложнее. Зритель будет упорно всматриваться в экран, силясь разгадать, кто из всех этих селебрити тут самый главный. А главная тут только гора — и чем дальше, тем меньше актерские (да и профессиональные альпинистские — если о реальной истории говорить) регалии что-нибудь значат.
Расставляя сюжетные акценты, автор тоже непрерывно манипулирует. В голове зрителя отрабатывает стандартная механика киношных приемов. Но Кормакур на нее плевал с высоты 8848 метров. Если вам не известна историческая основа сюжета, то ваши шансы разгадать, кто выживет и как, а кто нет, — стремятся к нулю. Хотя даже знатокам истории тут может местами показаться, что после ТАКОЙ сцены этот персонаж хоть и должен, но, видимо, не умрет.
Помимо этого, триллеры про походы — отдельная жанровая голливудская жвачка. Можно снова всматриваться в героев, в их иногда странноватое поведение и пытаться кого-нибудь заподозрить то ли в непрофессионализме, то ли в злом умысле. Мол, начнут сейчас ругаться или соревноваться, многократно повышая риски. Как в каком-нибудь «Вертикальном пределе», где идиотизм персонажей в угоду событийной динамике зашкаливает сверх всяких допустимых пределов. Никакой подобной суеты «Эвересту» не требуется. Все коллизии подкидывают сама гора, стремительно меняющиеся погодные условия и неподготовленность некоторых участников экспедиции. И в этом есть действительно леденящая неотвратимость: всё строго как в жизни, а не как требует жанровый канон.
К слову, Кормакур здесь очень деликатен в том, что касается причин трагедии 1996 года. Выжившие в той истории реальные альпинисты после устроили перепалку — обвиняли друг друга в халатности. Вообще, ошибок они допустили уйму, что скрывать. Пошли огромной толпой в один день. Из-за этого на склонах стали образовываться натуральные пробки, людям приходилось подолгу ждать то по одной, то по иной причине. А в какой-то момент ты достигаешь так называемой «мертвой зоны» — где кислорода в разреженной атмосфере втрое меньше, чем необходимо при таких физических нагрузках, температура минус шестьдесят и шквальный ветер даже при относительно сносной погоде — ждать нельзя, нужно быстро подняться и потом без задержек отправиться назад. Задержки быстро показали, что запасы кислорода туристы взяли с собой недостаточные. А тут еще и погода портится — и на такой высоте Пятачок просто не успел бы попричитать «кажется, дождь начинается», все меняется молниеносно. В общем, причин у случившейся трагедии много. Режиссер это показывает, но не слишком заостряет внимание и никого не пытается винить, что, наверное, правильно. Вся эта история и без того одновременно слишком страшна и слишком красива, чтобы брать на себя еще и роль арбитра. Эту историю более чем достаточно просто рассказать. А рассудить сможет и сам зритель. И что-что, а скучать ему тут точно не предстоит.
27 сентября 2015