«Вне/себя»
США, 2015
Триллер, детектив, фантастика
16+
Режиссер Тарсем Сингх
Актеры: Райан Рейнольдс, Бен Кингсли, Натали Мартинес, Мэттью Гуд, Виктор Гарбер, Дерек Люк и другие
Богатей-строитель Дэмиан (Бен Кингсли) постепенно умирает от рака. Это обстоятельство его совершенно не радует, и добившийся практически всего в жизни магнат решается добиться чего-нибудь во второй жизни. Или на крайний случай, просто отдохнуть. Ему предлагают воспользоваться подпольной баснословно дорогой технологией под названием «шеддинг». Смысл ее в том, что фирма, оказывающая такие услуги, инсценирует его смерть и пихает его в нечто подобное томографу вместе с якобы специально выращенным для таких задач новым телом (Райан Рейнольдс). От старого героя остается труп и гигантские денежные запасы. Новый герой получает новое здоровое тело лет 35 (правда, им еще надо научиться управлять), новую личность и пузырек с пилюлями — они должны смягчить привыкание старого сознания к новому организму. Периодически героя посещают неприятные галлюцинации, но «врач» объясняет ему, что это нормальные побочные эффекты, и если не забывать пить таблетки, то за год проблема исчезнет.
Какое-то время Дэмиан действительно отдыхает, утоляет накопившийся в прежней жизни сексуальный голод, играет в стритбаскет, словом, ведет совершенно праздный, беззаботный образ жизни. Но потом начинает понимать, что посещающие его видения скорее похожи на воспоминания предыдущего владельца его тела — ни в какой пробирке его, конечно же, не выращивали. И герой начинает лезть в предыдущую жизнь взятого им напрокат облика.
«Вне/себя» — это такой постмодернистский коктейль сразу из нескольких произведений. Первое же, что приходит в голову после ознакомления с названием и синопсисом фильма, — хит 90-х от Джона Ву «Без лица», где оригинальный заголовок фильма («Face/Off») тоже был написан через слэш, а герои менялись лицами. На этом сходства заканчиваются.
Но когда начинаешь смотреть кино, понимаешь, что это наполовину ремейк классического триллера Джона Франкенхаймера 1966 года «Вторые». Там тоже сознание героя переносили в новое тело, но не из-за болезни, а просто чтобы вдохнуть в него, измученного сплином, новую жизнь. Не считая нескольких сцен-цитат, сходств тоже не слишком много — у Франкенхаймера фильм был более философским и драматическим, о том, что никакой новой жизни в тебя не вдохнуть, если ты сам пустышка.
Когда Дэмиан начинает разбираться, кем было его прежнее тело, фильм начинает чертовски напоминать шедевральный «21 грамм» Алехандро Гонсалеса Иньярриту 2003 года. Там герою делают пересадку сердца, после чего он не дает покоя вдове своего донора.
А когда выясняется, что без таблеток прежнее сознание старика Дэмиана постепенно мутирует и вытесняется сознанием бывшего владельца этого тела, — это уже прям «Собачье сердце» какое-то.
Всё это крепко завязано в довольно стройный, несмотря на такую ассоциативную кашу, клубок, сдобрено детективными мотивами, иногда отклоняющимися даже в сторону боевика, и снято исключительно со вкусом — это всё-таки режиссер Тарсем Сингх. К слову, для индийского постановщика это довольно нехарактерная лента. Раньше он в основном выпускал в прокат яркие метафорические картины («Клетка», «Запределье»), где каждый кадр бесконечно красив и завораживающе безумен. Теперь в фильме Сингха никакие атланты не застывают в скульптурных позах, нет причудливых костюмов, кровавых полотнищ и горящих кустов посреди пустыни, а в лабиринтах едущей крыши маньяка не дребезжат кандалами живописные монстры. Но тот факт, что Сингх умеет добиться эстетически безупречной картинки в кадре, остается фактом даже в не такой сюрреалистической ленте, как предыдущие.
В целом, фильм получился сугубо развлекательным. Без каких-то вгоняющих в экзистенциальную депрессию дум, которых можно было бы ожидать после упоминания Иньярриту и Франкенхаймера. Но при этом здесь осталось место и для моральной дилеммы, перед которой оказывается герой. Так что помимо детектива с умеренным количеством стрельбы и драк «Вне/себя» несет еще и что-то гуманистическое. Правда, как всегда с горьким привкусом антиутопии — если что-то и способно продлить вашу жизнь, то нет никакой гарантии, что вы потом об этом не пожалеете.
«Вне/себя» идет в кинотеатре «Факел» ежедневно в 14:00 и 17:50. Расписание «Факела».
3 августа 2015