Микрорайон «Парус» располагается на искусственной террасе из намытого песка: в 70-е годы прошлого века в рамках подготовки территории для жилой застройки здесь в течение нескольких лет специально намывали его на высоту около семи метров. Сейчас плотность песка такова, что позволяет ставить дома на мелкозаглубленный фундамент — то есть для него нужно выкапывать котлован глубиной не больше метра, если без подвала. Но подвалы в здешних жилищах благоразумные хозяева делать не будут, поскольку песчаная подушка хорошо пропускает грунтовые воды. Месяц назад рядом с домами на ул. Каховской, 50 и 52 начали выкапывать песок, оставив глубокий котлован глубиной не менее семи метров.
На вопросы местных жителей рабочие отвечали — «раскопки» ведутся под закладку будущего дома. Фундамент, однако, здесь так и не появился, а техника через три недели перебазировалась в район улиц Каспийская 47–51. И также вычерпывает песок, оставляя огромные ямы.
Даже несведущему в строительных делах человеку ясно — такие котлованы для строительства обычного частного дома, даже трёхэтажного (ограничение здесь до трёх этажей) не роют. «Бизнес-план» у предпринимателя, нанявшего технику, прост: взять в аренду/выкупить участки, чтобы выкопать песок для дальнейшей продажи, ведь это весьма выгодно, и с лихвой перекрывает все расходы. Например, участок на Каспийской площадью 1000 кв. м., где выемка песка производилась буквально 24 ноября, взят в аренду у муниципалитета некой гражданкой Волостных на срок до 2035 года. Арендная плата, согласно договору, составляет 442 рубля в год.
С одного участка с указанной площадью вывозится, по самым грубым подсчётам, не менее 6 тысяч кубометров песка. Официальная стоимость одного м³ песка (отталкиваемся от утверждённых местными властями расценок МУП «САХ») составляет 450 рублей. Умножаем на количество кубов, получаем 2,7 млн рублей. Даже если допустить, что добытые ресурсы продавец реализует вдвое дешевле, сумма всё равно выходит внушительная. И это только с одного участка. Воистину здешний песочек — золотой.
К слову, жителей Паруса, чьи дома расположены рядом с вырытыми котлованами, мало интересует, сколько заработают пескодобытчики, пусть даже они делают это нагло и незаконно. Больше всего местных беспокоит то обстоятельство, что «раскопки» ведутся вплотную с их участками, вследствие чего они весной «поплывут» и обвалятся.
— Месяц назад появились рядом ребята, ставили колья на соседнем участке, на вопрос, что происходит, объяснили, что будут здесь строиться, — рассказала Надежда Кудряшова, проживающая на Каспийской, 51. — А 24 ноября прихожу с работы, смотрю — экскаватор на этом участке копает, и «Камазы» вывозят. У меня же всё поплывёт — два-три года, и мы останемся без огорода, они ж в двух метрах от него копают! Я сюда землю в пакетиках таскаю, у меня нет денег её покупать. Я позвонила в полицию, сотрудники приехали, приняли от меня заявление, но работы не остановили, всё это продолжается.
Василий, хозяин дома по Каховской, 50, вторит Кудряшовой.
— Они нас окопают со всех сторон, будем тут на островках жить, а весной наши участки сползут в эти котлованы вместе с заборами, — говорит Василий. — Полицию я тоже вызывал, приезжал наряд ППС ГИБДД, им подрядчик документы предъявляет — и они руками разводят, всё у них законно. Дураку понятно, что никто там ничего строить не будет, что идёт просто наглое разворовывание песка, а сделать никто ничего не может.
С вопросом — «кто и что может сделать», чтобы пресечь незаконную добычу песка, замаскированную под работы по устройству фундаментов — жители Паруса обратились и в прокуратуру, и к губернатору, и к президенту страны. В жалобах указано конкретное имя человека, который является «виновником торжества» — это не кто иной, как Александр Слободянюк, известный в городе владелец десятка магазинов, торгующих алкоголем. Сам гражданин Слободянюк даже не скрывает, что участками на Парусе командует именно он. С журналистом предприниматель общаться отказался, а вот с возмущёнными жителями встретился.
— Приезжает к нам 24 ноября Слободянюк собственной персоной и начинает рассказывать, что он выкупил абсолютно все участки вокруг, и что ему пофиг — если он захочет, то всех вокруг перекопает и бросит, — рассказывают «парусяне». — Мы говорим — тебе что, «алкашек» твоих мало, песок воровать взялся? А он ухмыляется только и говорит: «Пишите куда хотите, ничего вы мне не сделаете, у меня всё законно.
После заявления собеседников, что они всё равно будут бороться и «дойдут до Москвы», Слободянюк немного сбавил тон и пообещал, что котлованы потом засыплет, «никто не собирается просто бросить».
— Мы почему зимой начали строиться? Чтобы ваши участки не посыпались, пока земля замёрзшая, — пояснял арендатор в разговоре с жителями.
В администрации города проблему с разворовыванием песка на Парусе прекрасно знают. Но, увы — тоже ничего сделать пока не могут. Ну а собственникам уже построенных здесь домов, если задеваются их интересы, советуют обращаться в суд.
— На сегодняшний день в администрации города имеется информация, что три частных лица и ряд юрлиц приобрели в собственность земли на территории Паруса, по разным данным приобретено 30 участков, — сообщил руководитель пресс-службы Иван Лаврентьев. — Администрация не имеет документальных фактов, что эти участки приобретаются именно для того, чтобы использовать песок для продажи. Тем не менее, по некоторым косвенным фактам признакам, это так и происходит. Ситуация осложняется тем, что участки приобретаются в частную собственность, и частник на своём участке с юридической точки зрения имеет право делать всё, что ему заблагорассудится в рамках предназначения земель.
Однако не все участки на Парусе выкуплены — например, территория, на которой копали 24 ноября, находится не в частной собственности, а в аренде. Напомним, участки предназначены только для ИЖС, и если он используется не по целевому назначению, арендодатель должен составить соответствующий протокол и изъять землю, разорвав договор и обязав арендатора рекультивировать участок (в нашем случае вернуть песок на место). Что же мешает специалистам УАиГ предпринять указанные действия — неизвестно. Что мешает полицейским проследить путь грузовиков с выкопанным на Парусе песком, как сделали жители микрорайона (покупает этот песок производственная база в мкр. Амурсталь), чтобы установить факт продажи — также неясно.
Возвратимся к истории создания искусственной территории микрорайона под возведение жилья. Вот что рассказал нам бывший главный архитектор Комсомольска Валерий Редколис.
— Намыв территории в целях исключения наводнения — а на Парусе её намывали для строительства, чтобы поднять выше отметок предполагаемого затопления — считается инженерным сооружением, — говорит Редколис. — Это такой же градостроительный элемент, как, например, дороги, инженерные сети — это всё городская инженерная инфраструктура. И отношение к ней должно быть соответствующее: ни арендатор, ни владелец участка не имеет права её разрушать. Но то, что сейчас происходит на Парусе, нельзя рассматривать только как хищение песка — это нанесение вреда инженерной инфраструктуре города.
Иван Лаврентьев сообщил, что в начале текущей недели на аппаратном совещании у главы города вопрос с песками на Парусе обсуждался, и Жорник дал поручение своему заместителю Андрею Александрову, УАиГ, юристам администрации «проанализировать ситуацию и провести тематическое совещание с правоохранительными органами, выработать меры, которые бы предотвратили ситуацию, когда под видом строительства разворовывается песок».
Отметим, что Слободянюк далеко не первый, кто покушается на «золотой песок» Паруса — его здесь периодически воруют все, кому не лень, хотя и не столь изощрённым способом, как данный гражданин. Однако по сей день ещё никого из расхитителей так и не привлекли к ответственности, хотя соответствующие заявления не раз поступали в правоохранительные органы.