Зеленая книга
США, 2018
драма, комедия, биография
16+
Режиссер Питер Фаррелли
Актеры: Вигго Мортенсен, Махершала Али, Линда Карделлини, Себастьян Манискалко, Димитар Маринов, Майк Хаттон и другие
1962 год. Пианист-виртуоз (Махершала Али) нанимает водителя (Вигго Мортенсен) для гастрольного тура. Пикантность этому рисковому приключению придают сразу несколько деталей. Музыкант — Дон Ширли — успешный, богатый, утонченный, надменный сноб, впрочем, чрезвычайно воспитанный и предупредительный. Шофер по кличке Тони Болтун — кабацкий вышибала, недалекий, прямолинейный, несдержанный хам. Дон Ширли — чернокожий пианист, а в южных штатах, где ему придется выступать, до сих пор линчуют негров. Тони называет таких баклажанами, а стаканы, из которых пили афроамериканские уборщики у него дома, брезгливо выбрасывает в помойку. И все же Дону Ширли нужно как-то уцелеть в этой поездке, а Болтуну — заработать приличные деньги, которые пообещал работодатель.
В помощь им дают «Зеленую книгу негритянского автомобилиста» — реально существовавший в США справочник с заправками, мотелями и кафе, хозяева которых готовы обслуживать чернокожих. В остальных заведениях в лучшем случае извинятся и укажут на дверь, в худшем — надают тумаков.
«Зеленая книга» — от которой можно было ожидать буквально чего угодно — оказалась максимально неожиданным произведением, разорвавшим добрую дюжину шаблонов. А если получит главную награду на «Оскаре» (вполне заслуженно), то расправится и с еще одним системным стереотипом.
Тут впору бы начать стонать о том, что фильм спекулирует на беспроигрышной комбинации ингредиентов, необходимых для премии, что это очередной оскар-бейт, что академикам ни совесть, ни привычки не позволят проигнорировать кино о расизме и социальном неравенстве, да еще и биографический. Эта популярная теория заговора и во многих других случаях не выдерживает никакой критики, но уж с «Зеленой книгой» такие домыслы будут абсолютным промахом.
Конечно, проблема узаконенной в условной Алабаме тех времен расовой сегрегации в картине проходит лейтмотивом, а сам факт существования такого зеленого путеводителя (о котором большинство современной публики до появления этого фильма знать не знало) и прочие изощренные унижения чернокожих — не на шутку шокируют. Но куда сильнее и ярче в этой истории столкновение двух людей из разных социальных и культурных вселенных — на нем построено большинство гэгов в фильме (совершенно потрясных по качеству юмора и актерскому исполнению). Однако даже эта проблема не самое главное в «Зеленой книге». В конце концов, куда глубже, тоньше и значительнее кажется момент, когда между пассажиром и водителем при всей их несовместимости вдруг возникает химия именно благодаря музыке.
Вообще, этот фильм при всей серьезности описываемых ситуаций совсем не пытается быть социальным высказыванием, избегает дидактичности, не стремится кого-то научить, изменить мир или хотя бы освистать плохих и приласкать хороших. И это большая редкость в современном Голливуде. «Зеленая книга» просто рассказывает классную историю о дружбе, а все остальные этические метаморфозы со зрителем если и происходят, то сами собой, без режиссерских стимуляций. И в итоге зритель уходит с сеанса в состоянии абсолютного волшебного счастья, став хотя бы чуточку лучше. Поэтому совершенно неважно, что там будет на «Оскаре», чего себе надумают академики и в чью пользу, как у «Ла-Ла Лэнда», в этот раз могут отнять заслуженный приз. Главное с «Зеленой книгой» уже произошло: на кинофестивале в Торонто фильм получил единственную существующую там награду — приз зрительских симпатий. Никакого высоколобого жюри в Торонто нет, только простые смертные посетители кинотеатров, поэтому выигрывает там всегда поистине народное кино. И «Зеленая книга» — кино именно такое.
Аналогия с «Ла-Ла Лэндом» не случайна. Обе эти истории — откуда-то из далеких от нас десятилетий «Золотого века» Голливуда, где кино умело быть одновременно важным и добрым, говорило о серьезных вещах, не заражая зрителя депрессией, не скатываясь в пошлость и не шарахая беспощадно человека по голове Большой Идеей. Когда люди выходили из зала с ощущением праздника, легкого флера разлившегося вокруг рождественского чуда, в которое совсем не верить так же глупо, как и верить в него безоглядно. «Зеленая книга» — будто перерождение «Этой замечательной жизни» Фрэнка Капры, не меньше.
Чуть ли не главное крушение шаблона связано с фигурой режиссера Питера Фарелли — известного мастера низовых комедий про пердёж («Тупой и еще тупее», «Я, снова я и Ирэн», «Муви 43» и т.п.). Автор долгое время запугивал всех вокруг, что впервые в своей жизни снимает драму (отчего становилось по-настоящему жутко), однако на экраны выпустил все-таки комедию, но совсем без тени идиотизма. Здесь Фарелли и его соавторы Ник Валлелонга и Брайан Хэйес Карри демонстрируют действительно феерическое чувство юмора без малейшего намека на вульгарность, при этом не забывая о драме, от которой в этой истории все-таки никуда не деться. Получилось идеальное трагикомическое произведение с добрыми слезами сквозь смех и оптимистическим взглядом на окружающий мир, к которому тем не менее остается очень много сложных вопросов. Это кино с эталонным балансом серьезного и комического.
Так что, если на «Оскаре» «Зеленую книгу» провозгласят лучшим фильмом года, то никак не от того, что она идеальный кандидат на такое звание, а скорее даже наоборот, и в этом ее радикальность. Ее сила в миролюбии и смирении. В эпоху повсеместных обличительных выпадов, феминистских крестовых походов и воинствующей толерантности — это глоток свежего воздуха, почти контркультурное явление по нынешним временам.