«Остров собак»
Германия, США, 2018
анимация
16+
Режиссер Уэс Андерсон («Отель „Гранд Будапешт“», «Королевство полной луны», «Бесподобный мистер Фокс»)
Действие происходит в вымышленном японском городе будущего Мегасаки, который пострадал от эпидемии собачьего гриппа — он может заражать людей и быть смертельным. В ответ на угрозу мэр Кобаяши, выходец из якудза и закоренелый кошатник — принимает решение выслать всех собак на остров, отделенный от города проливом и представляющий собой мусорную свалку. В качестве пиар-пожертвования Кобаяши отправляет на остров первым Спотса — пса своей же семьи. Однако 12-летний племянник мэра Атари не может смириться с потерей друга и отправляется на эту помойку, чтобы отыскать любимца. Там он встречается с пятеркой местных псов-бродяг. Мэр тем временем тщательно закручивает гайки, расправляется с политическими оппонентами и пытается вернуть мальчика с острова.
«Остров собак» — безусловно, очень специальный продукт, возможно, идеальный в исполнении Уэса Андерсона. К его обычным картинам — сколь бы они ни были обаятельными — всегда хватало претензий, в основном связанных с чрезмерной вычурностью постановок. Андерсон — это такой американский Леонид Гайдай. Вероятно, это лучшая аналогия, чтобы охарактеризовать автора, но не слишком лестная, с учетом зрительских вкусов в 21 веке. Однако как только Андерсон заходит на территорию анимации, все, что могло вызывать в его фильмах недоумение, начинает работать совершенно по-другому, с новой выразительной силой.
Новая работа постановщика прекрасно справляется с задачей быть демократичным кино, подходящим как детям, так и взрослым. Для юной аудитории здесь приготовлена крутая кукольная анимация, безупречные визуальные решения, воспитывающие чувство стиля, и мимимишная тематика о любви человека к животным. В этой связи — далеко не в первый уже раз — вызывает искреннее изумление решение Минкульта выдать картине прокатное удостоверение с маркировкой 16+. Сложно себе представить, чем может «Остров собак» смутить детскую психику.
В то же время, этот мультик является и вполне взрослым: для более зрелого зрителя здесь есть огромные объемы социально-политической сатиры и разнообразных аллюзий. Мэр японского города — явно соткан из лоскутов масскультовых представлений о типичном тиране почти фашистского покроя. В картине море шуток о тоталитаризме, псевдо-демократии и современном положении дел в обществе, причем понятных в самых разных странах, включая Россию. В конце концов, «Остров собак» это еще и мощное высказывание на тему экологии, причем чисто изобразительное — никаких прописных истин с экрана говорить не будут, все и так понятно.
В визуальном плане картина тоже переполнена образами из разных цивилизаций, произведений и источников вдохновения. В первую очередь это, разумеется, Япония, представленная тут не просто как место действия, но и как огромный культурный пласт, завораживающий и влиятельный: в ход идут хокку и гравюры, национальная музыка, костюмы и кухня, Акира Куросава и Хаяо Миядзаки. Все это смешивается с образами и мотивами из антиутопий и вестернов. Если просто все это перечислять, проводя аналогию с кулинарией, то кажется, будто автор взял сразу все, что у него завалялось в холодильнике, и сделал невозможную запеканку. При этом оказалось, что продукты были исключительной свежести, а автор — превосходный повар. Поэтому мешаниной «Остров собак» не стал, а наоборот только приобрел очарования от таких синтетических упражнений постановщика.
Отдельно стоит сказать о драматургии, с которой Андерсон тоже невероятно намудрил. Действие происходит в Японии, местное население говорит на японском, а вот собаки — на английском. Чтобы подчеркнуть сложности взаимопонимания. При этом далеко не все реплики японцев переведены, часто это вообще не нужно, но там, где все-таки необходимо, режиссер безостановочно экспериментирует: это могут быть и субтитры, и переводчик-синхронист, который становится самостоятельным персонажем. Структура повествования в картине тоже заметно усложнена параллельными сюжетными линиями, отскоками в прошлое и прочими приемами. Чтоб облегчить понимание зрителю Андерсон здесь тоже использует слегка безумные субтитры («начало флешбека», «конец флешбека») и прочие остроумные маргиналии. Создается ощущение слегка сыроватого детского спектакля, где вынужденно тратится время на передвижение декораций и прочие смены обстановки, но изобретательность постановщика позволяет ему одновременно создавать ощущение неловкости от этих запинок и тут же по-постмодернистски решать эти проблемы, усиливая комический эффект и придавая картине стилистической цельности.
В итоге «Собачий остров» стал одновременно и симпатичной штучкой, которую можно смотреть, не мороча себе голову сложными смыслами, и одновременно — политическим высказыванием, причем достойным появления на полгода раньше. Тогда он занял бы свое заслуженное место среди десятка лент-номинантов на Оскар этого года, где подавляющее большинство было о природе власти и противостоянии слабого сильному. Мультик Андерсона ровно об этом же. Он, конечно, будет номинирован в следующем году (а премию за режиссуру в Берлине уже успел взять), но кто знает, какая тема станет центральной на Оскаре-2019.