«Недруги»
США, 2017
драма, вестерн
18+
Режиссер Скотт Купер («Сумасшедшее сердце», «Из пекла», «Черная месса»)
Актеры: Кристиан Бэйл, Розамунд Пайк, Уэс Стьюди, Бен Фостер, Стивен Лэнг, Рори Кокрейн, Джонатан Мэйджерс, Джесси Племонс и другие
США, конец 19 века. В центре истории два персонажа. Первый — капитан Блокер (Кристиан Бэйл). Он прошел жестокие войны между приезжими на континент, силы которых со всем кровожадным отчаянием и представлял, и коренным населением — индейцами. Открытое противостояние уже закончилось. Хотя партизанские набеги осатаневших команчей все еще имеют место. Но у Блокера до сих пор сводит мышцы от мысли о краснокожих и жути, которую они творят с врагами. Сам он тоже, разумеется, такой мясник, что по всей Америке ходят легенды.
Второй герой — старый индейский вождь Желтый Ястреб (Уэс Стьюди). Будучи побежденным, он сидит в тюрьме и умирает от рака. Перед смертью он просит помиловать его и отпустить на родину в Монтану.
На дворе правление одного из самых бестолковых президентов в истории США Бенджамина Гаррисона, у которого, впрочем, был хотя бы один плюс — он понимал вину американцев перед индейцами, пострадавшими от фактического геноцида. Гаррисон милует Желтого Ястреба и поручает капитану Блокеру доставить ненавидимого им вождя в родные края. Путь лежит через пол-Америки. Под каждым кустом — то полоумные команчи, то мало от них отличающиеся ненавистники индейцев. Среди ресурсов только кони, винтовки и рассудок.
Жанр вестерна, в последние годы триумфально вернувшийся на большие экраны, все чаще подвергается экспериментам. То мы неожиданно, но отчетливо узнаем атмосферу фильмов о Диком Западе в провинциальной драме «Три билборда». То начавшийся как вестерн «Выживший» вскоре превращается в душераздирающую поэму о страстях янки, ползущего домой через пол-Америки на четвереньках. Словом, жанр больше не должен зрителю ни костюмов, ни стрельбы из кольтов — его границы оказались намного шире и более условны, чем могло казаться по классическим лентам Серджо Леоне, Джона Форда или Клинта Иствуда.
«Недруги» — с одной стороны, походят на классику жанра: индейцы, янки, эффектные перестрелки, общая брутальность. С другой стороны, для режиссера Скотта Купера все это — декорации для серьезного разговора совершенно о другом. Да, работает он с этими декорациями виртуозно. Сцены индейских налетов в Голливуде снимают незабываемо (вспомните то же начало «Выжившего»), американские пейзажи в объективе толкового оператора (а Масанобу Такаянаги — большой мастер) будоражат не хуже наших дальневосточных. Но автор этой истории занимается скорее неким культурологическим анализом американского народа и его исторических травм.
«Недруги» это такое роуд-муви о караване заблудившихся в жизни людей, едущем через умопомрачительные пейзажи американских прерий, где под каждым камнем закопан труп. И всякий труп здесь — либо на совести кого-то из персонажей, либо близкий для него человек. Так фильм становится калейдоскопом причиненных и перенесенных американским народом страданий. Эти душевные мучения показаны настолько пронзительно и трагично (благо сомнений в актерских способностях Кристиана Бейла и Розамунд Пайк быть не может никаких), что в итоге Скотт Купер не оставляет населению Штатов никаких шансов на ментальное здоровье. «Недруги» — это анамнез душевного уродства человека, который как бы ни рыдал и ни каялся в своих грехах, как бы ни старался достичь смирения, как бы ни прижимал к груди Библию — права на нормальность уже не получит никогда. И наблюдать из зала за тем, как режиссер выворачивает наизнанку мужество солдата и показывает, сколько язв на оборотной стороне этого героизма, — одно из ярчайших зрительских удовольствий этой зимы.
Возможно, Голливуд выполняет какой-то план киношного признания вины перед аборигенами этого континента. Но какой бы крамольной ни казалась эта идея, если они будут делать это так (как в недавней «Ветреной реке» или теперь в «Недругах»), то, пожалуйста, пусть продолжают. Цены таким фильмам просто нет.