Истории

Бренд Комсомольска: предисловие

Разработчики бренда Комсомольска — специалисты Центра прикладной урбанистики — рассказывают о том, как родилась концепция. Сам бренд будет представлен 17 августа в 19:00 в кинотеатре «Факел» — попасть на презентацию может любой желающий бесплатно. В этом материале рассказ о том, как проходил процесс разработки, и несколько забракованных эскизов.

17 августа 2017

Самое начало истории кратко: первый конкурс на определение разработчика бренда был объявлен в сентябре 2016 года, но тогда никто из претендентов (включая будущих победителей) не смог нормально оформить документы. В итоге подрядчика удалось найти со второй попытки уже в середине ноября. За брендинг города за 429 тысяч рублей взялись представители Центра прикладной урбанистики из Хабаровска и Комсомольска.

Вскоре разработчики рассказали, как именно они построят проектирование. На ряд самых популярных вопросов мы ответили сразу:

  • брендирование не решает всех проблем территории, и вообще, является заключительным этапом ее развития, но российские города часто игнорируют предыдущие этапы и переходят сразу к рисованию логотипа; при этом толком никто не понимает, что из себя представляет город и как его чувствуют жители;
  • в нашем случае это не будет логотипотворчеством, наша задача понять восприятие города людьми и создать некий язык (безусловно, в том числе и графический), с помощью которого можно о Комсомольске рассказывать;
  • в городе уже есть множество брендов, и итог нашей работы должен их объединить в систему, а не создать очередную картинку или свалить в кучу все существующие;
  • работа должна вестись с участием максимального количества горожан, сколько удастся вовлечь.

Для привлечения к работе горожан мы провели открытую проектную сессию. Перед этим мы лично пообщались с множеством местных бизнесменов, управленцев, активистов, художников, чтобы выслушать их видение города и пригласить на семинар. «Флюгер» вел текстовую онлайн-трансляцию с проектной сессии, а впоследствии опубликовал подробный отчет о результатах.

В разговорах о смыслах и образах, связанных с городом, наиболее важными оказались несколько соображений.

1. Комсомольск не избавился (а может, и не стремится к этому) от налета советскости. В городе много конструктивистской архитектуры.

2. Город имеет претензии на статус инженерной столицы. Однако этот статус задекларирован, но не осознан людьми. Далеко не вся молодежь чувствует себя комфортно в этой промышленной парадигме. Поэтому понятие инженерии нужно понимать шире, более творчески.

3. Комсомольск-на-Амуре — город-конструктор и город конструкторов: здесь собирают самолёты и суда; здесь огромное количество мозаик.

4. В городе заметна разобщенность населения. Но при этом история говорит об умении людей в экстренных случаях объединяться для решения проблем (наиболее яркая иллюстрация — Живая стена во время наводнения 2013 года).

5. Чемоданное настроение — значительная часть комсомольчан воспринимает город и его нынешнее состояние как промежуточный этап. Кто-то ждет, когда кто-нибудь (Климов, Шпорт, Путин — условные «Они», но не «Я») сделает город лучше. Кто-то относится к нему, как к перевалочной базе, ожидает возможности переехать.

6. Прямолинейность и непосредственность людей.

7. Эклектичность архитектурных стилей: на одной улице сталинский неоклассицизм может соседствовать с конструктивистскими сооружениями, безликими хрущевками или современными торговыми центрами. И большинством такая стилистическая мешанина воспринимается нормально, не вызывает отторжения и вопросов.

Все эти вводные легли в основу концепции. Конструктивизм, конструкторность, мозаичность, ожидание изменений и изменяемость — эти черты привели нас к необходимости переосмыслить конструктор как таковой. Советскость, конструктивизм и прямолинейность людей намекали, что в визуальных образах формы должны быть достаточно грубыми, без излишнего изящества и плавности.

Первые попытки придумать воплощение этих идей произошли в одну из ночей после проектной сессии. Оттолкнуться решили от архитектуры. В чистом виде конструктивизм и родственный ему функционализм не подходили. В первую очередь, это несовременно. Времена, когда функции сооружений диктовали форму, явно прошли. Все больше внимания уделяется новоей эстетике и полифункциональности. Сегодня кресло может быть похожим больше на мешок, а не на кресло, а сами предметы и объекты более выигрышны, если легко монтируются, демонтируются, передвигаются, изменяют свою функцию или обзаводятся новыми. Тем не менее, совсем отказаться от авангардизма не получалось.

Вдохновителем здесь неожиданно выступил бельгийский дизайнер Филип Дюжарден (Filip Dujardin). В своих работах он берет фрагменты разных архитектурных сооружений и соединяет их в произвольном порядке, получая в итоге причудливые формы зданий и сочетания стилей и функций.

filip_dujardin_photography

Странная-архитектура-by-Filip-Dujardin

01-Filip-Dujardin---Untitled-from-series--Fictions--_1250

00003802

imaginary_architecture

Архитектурные-перипетии-by-Filip-Dujardin

По сути, это тот же самый конструктор, явно напоминающий модульную архитектуру (один из самых современных и экономичных способов строительства — не из строительных материалов, а из готовых модулей), которая в свою очередь вполне соответствует нашим запросам на эклектичность, конструкторность, изменяемость и мобильность. При всей изощренности художественного метода почерк автора явно узнаваем.

В итоге главным ориентиром для нас стала вот такая картинка:

Filip-Dujardin-10

На этом этапе мы представили себе визуальную часть бренда города даже не как графику, а как полноценный объект (такого точно ни у кого еще нет!) Не трехмерное изображение, а в буквальном смысле вот такую штуковину, на поверхности которой может быть множество ниш. В любую из них можно поместить что-то связанное с локальными брендами: макет самолета или корабля, декорации местного театра, портрет исторического деятеля и так далее. Из этого объекта по мере необходимости можно было бы извлекать модули или дополнять новыми.

От этой идеи в чистом виде пришлось отказаться после размышлений о том, сколько может стоить ее воплощение в материале. Доступным для всех такой образ точно не станет. Поэтому решено было упростить затею все-таки до графики. К тому же, одно из ограничений, которое мы ставили для себя изначально: что бы в итоге ни получилось, это должно иметь максимально упрощенное и узнаваемое графическое воплощение, чтобы это можно было легко без художественных навыков нарисовать в тетрадке, чтобы можно было сделать такую татуировку и так далее.

Мы обрисовали концепцию ребятам, которые отвечают у нас за визуальную составляющую, и мирно уехали в Благовещенск проводить урбанфест. И тут начались проблемы.

Оказалось, все, что мы навыдумывали, не так-то просто объяснить дизайнеру. Ни он, ни арт-директор проекта нас не поняли. Вина в этом, безусловно, авторов идеи: нужно уметь доносить мысли ясно. Первые эскизы мы получили в Благовещенске. И испытали шок.

K01

Опираться на контуры самолетов, кораблей и шпиля — самое очевидное, примитивное и нежелательное решение. К тому же, совершенно негибкое, почти не модифицируемое, то есть не соответствовало нашим задачам.

K03

Второй вариант слишком напоминал фирменный стиль московского Парка Горького.

K05

Здесь наклевывалась интересная графема, но больше подходящая для студенческой баскетбольной команды, чем для города.

Варианты были мгновенно забракованы (позднее мы хотели подразнить горожан и слить их через соцсети — будто настоящие, но передумали), визуализаторам были принесены извинения. Нужно заново объяснить, что делать.

В эти дни в Благовещенске мы читали лекции в прекрасной областной библиотеке. Про нее хочется долго говорить отдельно. Там огромная плотность разных событий, выставок, лекций, мастер-классов, воркшопов — люди тусуются непрерывно. На первом этаже в фойе есть кофейня. Там мы и обосновались, чтобы сформулировать ясное объяснение концепции для дизайнеров. Барная стойка кофейни сделана из шкафчика библиотечной картотеки, ее мы и стали использовать: весь шкаф это и есть Комсомольск с его локальными брендами; достаешь один ящичек — получается ниша, куда можно символически поместить футбольный клуб «Смена», Театр КнАМ или какую-то достопримечательность.

Этот безумный марафон продолжался несколько часов и напрочь сводил с ума персонал библиотеки и всех случайных очевидцев. В итоге мы записали несколько видео, которые отправили визуализаторам в Хабаровск. Это определенно помогло. Последующие версии были более похожи на наши задумки. Одну из них в конце концов утвердили.

Среди прочих позднее забракованных вариантов были вот такие.

концепт-бренда

При попытке повращать этот объект в пространстве, некоторые увидели здесь свастику, и от идеи пришлось отказаться.

концепт-бренда_

Хотя сопутствующая визуалка могла быть такой.

концепт-бренда__

концеп

концепт-бре

Другая концепция. Она оказалась тяжело читаемой. Хотя с очень симпатичным паттерном.

Варианты_

Варианты_логотипа_Комсомольска_на_

Варианты_логотипа_Комсомоль

В итоге был утвержден и постепенно эволюционировал до финального вида другой эскиз. Но его мы покажем уже 17 августа на презентации в «Факеле» в 19:00.