В распоряжении редакции «Флюгера» оказался проект стратегии развития Комсомольска до 2032 года, которую разрабатывают в Казани. Формально этот документ, составленный Центром перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, называется «Отчет о научно-исследовательской работе „Разработка Стратегии социально-экономического развития городского округа „Город Комсомольск-на-Амуре“ до 2032 года и Плана мероприятий по её реализации“».
Это огромный документ на 250 вордовских страниц 12-м шрифтом. «Флюгер» еще расскажет о нем подробнее. Но сперва хочется обратить внимание на одну маленькую деталь из этого отчета. Цитата:
Комсомольск-на-Амуре, единственный город в России, на гербе которого изображен человек, соответственно, ключевой ориентир и высшая базовая ценность Стратегии — это человек — неповторимая и свободная личность, осознающая ответственность за распоряжение своей свободной волей не только перед собой и окружающими, но и перед будущими поколениями.
Впервые пассаж про то, что Комсомольск — единственный российский город с человеком на гербе, мы услышали от Андрея Климова еще в 2015 году. Особого значения тогда этому никто не придал. Но теперь этот надуманный факт каким-то образом перекочевал в стратегический научный, между прочим, документ. И вот это уже пугает.
Итак, беглый фактчек с дюжиной гербов и резюме.
Москва — это самый очевидный контраргумент, первым приходящий в голову.
Здесь можно поспорить в том ключе, что на гербе изображен не абстрактный человек, а конкретный всадник-змееборец Георгий Победоносец. Да еще и не русский, хоть и святой. Впрочем, человеком он от этого быть не перестает.
Город Клин (Московская область). Здесь изображен почтальон. И опять на коне.
Из подобных примеров есть еще Невель в Псковской области, на гербе которого всадник, перекочевавший сюда с герба Великого княжества Литовского.
Еще есть Велиж в Смоленской области с всадником на гербе (распространенный в геральдике сюжет «Погоня» опять же литовских корней).
И родственный предыдущему герб города Себеж в том же регионе, разумеется, того же происхождения.
Гербов с всадниками уйма. Поищем другие сюжеты с людьми.
Великий Устюг в Вологодской области.
На его гербе древнеримский бог морей Нептун. Как и в древнегреческой демонологии, Древнему Риму был характерен антропотеизм — наделение богов характеристиками человека. Таковы представления античных людей: мир, как бы никем не созданный, в известном смысле неделим на божественное и человеческое, все существа в нем одинаково одарены совершенством, а эталоном совершенства в этой культуре было человеческое тело. Так что и Нептуна можно назвать человеком, с некоторыми оговорками.
Великий Устуг — не единственный город с античным божеством на гербе. Есть еще Электросталь в Московской области, здесь уже древнегреческий бог огня Гефест, высекающий из наковальни, как это ни странно, атомы. Потому что один из местных заводов в советское время обеспечивал атомную отрасль.
На гербе Рязани князь. Просто абстрактный князь. Он сменил коня в XVII веке при Михаиле Федоровиче — первом царе династии Романовых. Правда, сомнительно, что коня на князя сменил лично он — ему при восхождении на престол было всего 17, едва ли до гербов в таком возрасте. Но символ был сменен сразу же.
Или город Углич Ярославской области. На гербе лично царевич Дмитрий Углицкий — он там держится (с перерывом на советский период) со времен Петра I.
Есть даже гербы с двумя людьми. Например, герб Омска. На нем фузилёр петровских времен и казак — екатерининских.
Два персонажа и на гербе Краснодара — тут уже оба казаки, только в одеждах разных эпох.
А вот Воронеж — здесь два витязя. Но это «парадная» (большая) версия герба. На средней и малой богатырей может и не быть. Главные (и довольно сложные) смыслы там на щите с проливающимся кувшином.
Есть в России город не просто с человеком, а с женщиной на гербе. Это, конечно же, Иваново — неофициальное название Город Невест (потому что в городе была сильно развита текстильная промышленность, где заняты были в основном женщины, что и дало демографический перекос).
Можно и дальше продолжать — в России 1100 городов.
Однозначный вывод из всего вышеописанного сделать сложно. Зато вопросов очень много.
Например, как в научно-исследовательскую работу просочилась такая ошибка, которую годом ранее мы слышали от главы города? Кто документ-то составлял? Или гостям из Татарстана тут об этом кто-то рассказал — тогда следовало перепроверить.
Еще менее понятно, зачем вообще в стратегическом документе весь этот псевдо-герменевтический популизм про неповторимую личность, ее ответственность и свободу воли. А витязь из Воронежа или казаки из Краснодара — это не про свободу воли? А если бы на гербе Комсомольска не оказалось человека, эти гуманистические категории к городу не следовало бы применять вовсе? И как они, в конце концов, связаны с социально-экономическим развитием населенного пункта?
Вроде бы мелочь, но один единственный абзац где-то на 183 странице отчета заставляет очень серьезно задуматься о степени научности этого труда, в котором допускаются такие глупые и непонятно для чего вообще тут взявшиеся ошибки.
Также можно пройти викторину по теме: Разбираемся в дальневосточной геральдике