«Голограмма для короля»
Великобритания, Франция, Германия, США, 2016
комедия, драма
18+
Режиссер Том Тыквер
Актеры: Том Хэнкс, Александр Блэк, Сарита Чоудри, Сидсе Бабетт Кнудсен, Трэйси Фэирэуэй и другие
Том Хэнкс играет, как полагается, неудачника по имени Алан. Он профукал передовое американское производство велосипедов, которые китайцы научились делать вдвое дешевле. Еще до развода, при хорошей работе и деньгах, он устроил дочь в колледж, за который теперь нечем платить, и экс-жена даже дистанционно умудряется его за это пилить.
Теперь он летит в Саудовскую Аравию, где тамошний король посреди пустыни намерен отгрохать новый мегаполис. Арабы вдохновенно рассекают рукой воздух, указывая в разные стороны безграничных песчаных дюн: тут будет отель, здесь торговый центр, там бизнес-центр (всё как у нас на ТОСЭРах). Задача Алана сосватать свою компанию королю в подрядчики для построения IT-инфраструктуры в этом будущем раю.
Алана вместе с коллегами селят почему-то в шатре посреди пустыни, без вай-фая, кондиционера и еды, и вообще, относятся к нему с невозмутимым пофигизмом: короля нет и непонятно когда будет, его зама тоже нет, никто не появится и завтра. Деловая поездка постепенно превращается в праздное шатание на пару с таксистом-балагуром по Эр-Рияду, где даже алкоголь запрещен (причем в отличие от Арабских Эмиратов — даже туристам), зато можно подлечиться и влюбиться.
Есть избитая фраза: [любое-государство] — страна контрастов. Немецкий режиссер Том Тыквер, известный по психоделичной ленте «Беги, Лола, беги» и трансцендентному «Парфюмеру», именно на контрастах строит свою «Голограмму». Невероятные в своих сочетаниях детали жизни Саудовской Аравии и умение Тыквера снимать ритмичное кино делают фильм обаятельным и смешным — в какой-то момент понимаешь, что ржешь не переставая уже минут пятнадцать подряд.
Противопоставлять в арабском мире можно много чего: здесь ортодоксальность культуры сочетается с диким количеством нефтяных денег, которые тратят на проекты, немыслимые не только в этом пустынном антураже, но и в ряде более, казалось бы, продвинутых стран.
Посреди песков, исполосованных идеальными асфальтными дорогами, вырастают микрорайоны-оазисы с небоскребами, лужайками и бассейнами. В городе, где строжайше запрещена выпивка, можно забуриться в посольство Дании, функционирующее фактически как отрывной ночной клуб с напитками, кокаином и спонтанным сексом. В центре города происходят не представимые для западного человека публичные казни, а по соседству в белоснежных стенах клиники китайские медики на раз-плюнуть удаляют злокачественные опухоли: «ну, давайте вырежем ее, приходите, например, завтра» — как усы подровнять. Тут слушают классику британского и американского рока, шутят про взрывы и походя, будто про завтрашний ужин, рассуждают, мол, а не закатить ли демократическую революцию.
Все это, с одной стороны, очень потешно в своей абсурдности. Но с другой, и привлекательно. Первое ощущение от диковатой и не слишком дружелюбной арабской страны постепенно выветривается, и оказывается, что Тыкверу удалось сделать практически туристическую открытку в духе Вуди Аллена. А такое смотреть всегда легко и приятно.
13 мая 2016