«Виктор Франкенштейн»
США, 2015
Фэнтези, комедия
12+
Режиссер Пол МакГиган
Актеры: Джеймс МакЭвой, Дэниэл Рэдклифф, Джессика Браун-Финдли, Бронсон Уэбб, Эндрю Скотт и другие
Студент-медик и начинающий ученый-экпериментатор Виктор Франкенштейн (МакЭвой) лихо крадет из цирка тамошнего клоунствующего горбуна с прической вокалиста группы The Cure (Рэдклифф). Горбун при этом на досуге увлекается анатомией (чуть ли не на уровне Да Винчи) и любит некрасивую эквилибристку.
Франкенштейн… Вообще, нужно сразу оговориться, что поп-культура сформировала довольно превратное представление об экранизируемой книге Мэри Шэлли. Теперь всем кажется, что Франкенштейном надо называть чудище, которое создал ученый, хотя это фамилия самого ученого — необъяснимые искажения вымышленной истории. Вообще, большинство постановок с книгой почти ничего общего не имеют.
Так вот. Франкенштейн эффектно откачивает гной из спины горбуна, превращает его в стройного светского подростка и нарекает именем странно исчезнувшего соседа Игоря. Вместе они начинают заниматься научными экспериментами.
Сперва они презентуют сообществу какую-то отвратительную мразь, сшитую из лоскутов дохлых обезьян и оживленную посредством электричества. После мероприятия, представляющего собой что-то смешанное между бегством от нее и погоней за ней, мразь убивают. И друзья, опьяненные своим «триумфом», принимаются за еще более дерзкий творческий проект — начинают собирать по кусочкам человека.
Еще одно культурологическое отступление. Автор фильма допустил настоящий анекдот: его герои называют создаваемого ими человека-гомункула Прометеем. Это наталкивает на мысль, что авторы даже смутно себе не представляют мифологию, которой пытаются жонглировать. Название книги Мэри Шэлли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Прометей — древнегреческий титан, который создавал людей. Почему у авторов фильма создатель превратился в создаваемого? У меня только одна догадка — они идиоты.
А вообще, получился гибрид Шерлока Холмса с Шерлоком Холмсом. Режиссер МакГиган уже был одним из основных постановщиков британского «Шерлока» с Камбербетчем. Оттуда он зачем-то приволок две вещи.
Первое — это, конечно, не вещь, а хороший актер, не пригодившийся тут совсем, — Эндрю Скотт, выступающий в сериале как Мориарти. К сожалению, в «Франкенштейне» ему нечего исполнять в роли сдержанно-религиозного полицейского. Ему даже времени экранного дали довольно много, но в сценарии, видимо, ничего значительного не обозначили. Поэтому Эндрю Скотт весь фильм в основном сидит в глубоком недоумении, на грани кататонического ступора.
Второе — это попытки передать мышление героев имитацией как бы интерактива. Здесь Игорь смотрит на тело человека и иногда видит его схематически, как анатомический чертеж. В общем, та еще авторская изобретательность. (Если вы не смотрели теле-«Шерлока», бегите смотреть «Франкенштейна» — это прикольный прием! Но вряд ли кто-то не смотрел.)
С другой стороны еще интереснее. МакГиган полез на территорию, где безраздельно властвует Гай Ричи с его «Шерлоком Холмсом». Пока смотришь «Франкенштейна», не покидает устойчивое чувство, что это та самая Викторианская Англия Ричи (хотя отчасти еще можно провести аналогии и с «Престижем» Кристофера Нолана). Выразительные средства те же. К тому же МакГиган пытается снимать так же бойко и тоже с попытками игры в юмор. Кому-то смешно, кому-то не очень — все как у Гая Ричи.
Что вышло в итоге. Вышел фильм, совершенно вторичный с художественной точки зрения, но вполне употребимый под попкорн. Есть недурно рассказанная история, есть превращение героя (это действительно забавно), есть экшн в умеренном количестве. В общем, все, что не даст вам заскучать. Кино для отдыха. Не более того.
2 декабря 2015