Два часа дня. Мы приезжаем на Павловского 18 — здесь находятся гаражи МУП «Благоустройство», которое, помимо прочих обязанностей, обеспечивает чистоту дорог в Центральном округе в зимнее время. Грунтовка, ведущая к парку МУПа, заканчивается подобием контрольно-пропускного пункта. В окошке видно сразу трех юношей, они выясняют, кто мы, и позволяют проникнуть на территорию.
Здесь уже почти все собрались. Заместитель главы города по вопросам ЖКХ Иван Куликов, первые лица администрации Центрального округа — Виктор Рулев и его заместитель Алексей Разин, начальник Ленинского округа Леонид Багринцев, начальник пресс-службы муниципалитета Иван Лаврентьев и другие. Нет пока только самого главы.
Технику, наличествующую у «Благоустройства», уже выгнали из гаражей, выставили рядами, почти в каждой машине сидит водитель, двигатели заведены, палят горючку (видимо, для демонстрации, что всё работает). Через минуты приезжает Андрей Климов.
Делегация ходит вдоль расставленных грейдеров, тракторов и погрузчиков. На вопросы градоначальника отвечает в основном директор МУП «Благоустройство» Сергей Юганов. Прежнего директора сняли чуть менее года назад — в конце 2014. За то, что вверенное ему предприятие с зимними задачами справиться было явно не в состоянии.
Начальник ЦО Виктор Рулев, глава города Андрей Климов, директор МУП «Благоустройство» Сергей Юганов
Юганов уверенно рапортует главе о том, что парк предприятия насчитывает 27 единиц техники, которая пригодна для снегоуборочных работ. 19 из них полностью готовы — восемь пока еще в ремонте (заявки на приобретение запчастей для них редакторы «Флюгера» регулярно встречают на сайте Госзакупок). С учетом того, что с деталями проблем никаких нет и не предвидится, ремонт обещают закончить к 15-20 числам. К этим датам снежных катастроф в Комсомольске обычно не случается, так что волноваться вроде бы не о чем. К тому же, насколько удалось понять практически по губам (техника до сих пор стоит с включенными двигателями — не слышно приблизительно ничего), среди ремонтируемых машин то ли все, то ли большинство на гусеничном ходу, а в первые, как правило, незначительные снегопады используют главным образом колесные машины.
Однако, руководитель предприятия отмечает, что очень неплохо бы рассмотреть возможность купить новую технику. Причем прям новую. А то из последних закупленных машин подавляющее большинство — бэушные. Вопрос износа ресурсов на предприятии стоит довольно остро.
Сергей Юганов рассказывает, что вся техника укомплектована системами ГЛОНАСС — ее местоположение всегда видно через интернет. Еще рассказал, что на данный момент в штате предприятия пустуют четыре вакансии. Специалистов активно ищут.
Кроме собственной техники, «Благоустройство» будет привлекать стороннюю: заключены договоры с десятью субподрядными организациями, с их помощью можно будет привлекать еще двадцать единиц. Итого (если благополучно решатся все проблемы с ремонтами и кадрами) улицы Центрального округа будут чистить 47 снегоуборочных машин. В том числе и грузовики, которые тоже можно оборудовать отвалами для уборки снега.
При этом журналистам Юганов рассказал, что какой-то институт рассчитывал, какие ресурсы требуются городу с учетом протяженности дорог. Вышло, что на каждый округ только одних грейдеров нужно по 27 штук!
Проверяющие перемещаются в ремонтный цех. Здесь темно и не очень-то прибрано. Кто-то из чиновников ругается, что станки очень грязные (это правда); какие из них работают, а какие нет — непонятно, почему нет табличек? На кожухе одного из станков мелом начертано «НЕРАБОТАЕТ». Условия труда, в общем-то, не впечатляют.
Пока обсуждают состояние оборудования цеха, кто-то из местных рабочих не выдерживает и «с галерки» подсказывает, что сюда очень нужен вертикальный фрезерный станок. «А на этих что можем, то и делаем», — разводит он руками. Климов мгновенно находится и предлагает обсудить этот вопрос с авиазаводом: там, по его словам, переоборудуют целые токарные цеха, станки чуть ли не выбрасывать собираются, поэтому поделиться ими для предприятия, скорее всего, не будет проблемой. Сергею Юганову идея по поводу заводских станков понравилась. Кто-то из чиновников записал. Будут отрабатывать.
Затея с заводом, может, и не плохая. Неясно, почему до нее дело не дошло раньше — судя по виду, на этих станках вполне могли трудиться еще первостроители Комсомольска. Спасибо скромного рабочему — хоть он подтолкнул проблему к решению.
Чиновники выходят из цеха, опрометчиво «забыв» там пару корреспондентов. Которые тут же бегут к разговорчивому работнику. Оказывается, что он давно на пенсии, работает тут гидравлистом и по совместительству токарем невероятно давно и чуть ли не вместе со всеми выходными. Получает за это 18 тысяч рублей. «У меня сын в Москве уже сто тысяч получает, а я вот 18. И съездить к нему не могу». При этом мужчина очень бодр и как-то не в шутку доволен. Утверждает, что очень любит свою работу и ни за что не хочет променять ее, например, на бумажную — говорит, что это совершенно не его стихия.
Помимо прочего, на базе «Благоустройства» под открытым небом хранится печально знаменитая (даже чиновники отзываются о ней с обреченной неловкостью, как о проблемном родственнике) Снегурочка с новогодней площади Юности. Здесь же и главное орудие в борьбе со стихией:
Проверяющие перемещаются на территорию МУП «Комплексное обслуживание благоустройство и ремонт Ленинского округа» (КОБРЛО).
В этот момент возникает ощущение, что либо подобные осмотры раньше (например, при Михалеве) вообще не проводились и все ограничивалось только устным докладом о количестве техники и ее готовности; либо такие проверки проходили в закрытом от прессы режиме. Ну, например, руководитель пресс-службы муниципалитета в парке этого МУПа, по его словам, ни разу не был; журналисты, работающие не первый год в городе, — тоже. С МУП «Благоустройство» все понятно: их юридический адрес совпадает с адресом производственной базы. С «КОБРЛО» все сложно: юридический адрес на Копылова 50, а гаражи — «где-то в конце Радищева надо повернуть направо». Кое-как нашли. Ни на одной карте конкретных адресов там действительно нет. Вот где это:
© 2ГИС — Городской информационный сервис
Здесь топливо решили попусту не палить, завели пару двигателей, когда попросили. Водителей в кабинах тоже не держали. Есть ощущение, что дземгинское предприятие чувствует себя увереннее и в показухе не видит ни капли смысла.
Руководитель МУП «КОБРЛО» Максим Лубяненко рассказывает, что в его распоряжении 31 единица техники, которая пригодится зимой для борьбы с последствиями циклонов (пресс-служба муниципалитета почему-то публикует цифру 28). Из них в ремонте две машины — готовы они будут к 10 октября. Из всех машин восемь были приобретены в последние три года (насколько мы знаем, в этом году ничего муниципальные округа не покупали, то есть в 2013-14). Причем все эти машины новые — не бэушные. Таким образом, почти треть-четверть парка «КОБРЛО» достаточно свежа, руководитель состоянием техники доволен.
Андрей Климов, директор МУП «КОБРЛО» Максим Лубяненко, начальник Ленинского округа Леонид Багринцев
В штате, по данным пресс-службы муниципалитета, пока пустуют три вакансии. Однако Максим Лубяненко отмечает, что людей хватит и для нормальной работы, и для круглосуточного режима при необходимости.
Это предприятие, так же, как и «Благоустройство», заключило десять договоров с субподрядчиками для привлечения двадцати единиц техники. Итого, улицы Ленинского округа получат 51 машину (или 48 — по версии пресс-службы). То есть несколько больше, чем в Центральном.
Тут даже Андрей Климов вслух задался вопросом — почему так? При меньшей протяженности улиц (примерно в два раза), менее плотном заполнении их легковым транспортом, меньшем количестве помех, создаваемых трамвайными линиями — обычно этими факторами объясняют лучшую очистку улиц от снега на Дземгах (хотя прошлой зимой, когда только увольняли руководителя МУП «Благоустройство», глава прямым текстом говорил, что в Ленинском округе сама работа предприятия организована на голову качественнее). В общем, почему при всех меньших — в Центре города не сконцентрировано большинство техники? Специалисты по ЖКХ Ленинского округа объяснили это тем, что в их ведении больше удаленного от города частного сектора. Неизвестно, полностью ли градоначальника удовлетворил такой ответ, но явно, что недостаток ресурсов в Центре куда более явный и критичный.
Отправились смотреть, как работает система ГЛОНАСС — техника МУП «КОБРЛО» слежением так же оборудована полностью. В кабинете сотрудница предприятия показала, где находится техника в данный момент. Андрей Климов поинтересовался, почему эти машины стоят. «Этот остановился на перекрестке, видите? А этот под асфальтом [вероятно, имеется в виду, что машина привезла асфальт на место, где ведется ремонт дороги, и стоит в процессе разгрузки]», — уверенно ответила женщина. Вроде, убедили главу.
Кстати, руководитель предприятия отметил, что условиями договоров субподряда (это те дополнительные двадцать машин) предусмотрено, что вся техника тоже должна быть оборудована системами спутникового позиционирования — то есть не муниципальные машины тоже видно.
В ангаре глава города отметил: «На пожарном щите хоть что-то висит». «Нас пожарные часто навещают», — пояснил Максим Лубяненко. «А вот в Центральном, видимо, не часто — там, кроме багра, ничего нет», — злится Климов.
На базе «КОБРЛО» тоже нашлась всякая рухлядь. Градоначальник попросил разобраться, что из этого не пригодно для ремонта, и утилизировать.
Подводил итоги поездки глава Комсомольска достаточно спокойно, с уверенностью. Как сказал кто-то из чиновников, «если с прошлым декабрем справились, то и в этот раз сможем». Андрей Климов тоже уверен, что муниципалитет с циклонами должен совладать — и в плане техники, хоть она и устаревает и требует замены; и в плане заготовки песка и соли для посыпания дорог, чтобы снизить эффект скольжения. Климов отметил также, что многое упирается в квалификацию машинистов, которые, как показала прошлая зима, убирая снег, сносят ограждения вдоль дорог, лавочки и прочие элементы городской инфраструктуры. При подготовке к зиме, отметил он, на это тоже сделан упор.
Журналисты поинтересовались у градоначальника, как обстоят дела со сменой системы оплаты труда водителей снегоуборочной техники: год назад Климов обещал перевести всех с машино-часов на плату за конкретный результат, что должно повысить эффективность. Руководитель комсомольской администрации в ответ сообщил, что пока эту систему изменить не удалось — требуется принципиальное корректирование законодательства. Однако муниципалитет от этой идеи не отказывается и планирует воплотить ее в жизнь к следующей зиме.
Кроме того, звучал вопрос и о системе ГЛОНАСС, так же висящий с прошлой зимы: есть ли возможность сделать наблюдение за снегоуборочной техникой открытым, чтобы местонахождение машин могли видеть обычные горожане. Поскольку ежегодно они ругаются: мол, пресс-служба сообщает о таком-то числе единиц на улицах, но мы их не видим… Андрей Климов сказал, что эта идея ему не претит, попросил своих подчиненных выяснить, насколько это возможно, насколько программа открыта. В целом, глава пояснил: «Скрывать нам, в принципе, нечего. Надо, чтобы технику люди видели».
В финале поездки Андрей Климов обращает внимание на старую надпись над воротами ангара МУП «КОБРЛО»: «Работники коммунального хозяйства! Боритесь за высокую культуру обслуживания советских людей». Градоначальник предложил ее не уничтожать, но подкрасить. С той точки зрения, что подача винтажная, но мысль верная.