«Битва за Севастополь»
Россия, Украина, 2015
Военный, драма
12+
Режиссер Сергей Мокрицкий
Актеры: Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Олег Васильков, Никита Тарасов, Джоан Блэкхем и другие
1941 год. Советская студентка Людмила Павличенко внезапно показывает в тире удивительные результаты — 47 очков из 50 возможных — и автоматически попадает вместо собственной гипотетической свадьбы на курсы стрелков, а затем и на войну в качестве снайпера. Там она, попутно теряя близких, всего за год умудряется подстрелить 309 немцев (вместе с неподтвержденными наверняка больше), в связи с чем становится практически фронтовой иконой. Впоследствии, ее отправляют в США в составе советской делегации агитировать за открытие второго фронта — иными словами, за подключение американских военных к полноценным военным действиям против армии Гитлера. Там ей удается подружиться с женой президента США Элеонорой Рузвельт, походить в нормальном женском платье вместо советского полевого камуфляжа и вдохновить на песню классика американского кантри Вуди Гатри.
Основанная на реальных событиях «Битва за Севастополь» снята на грани фола во всех смыслах.
Во-первых, с геополитической точки зрения, это русско-украинское кино о трех странах — России, Украине и США. Учитывая современное состояние отношений этих стран, образ «фашистской Украины» и ее «подпевалы Америки» в отечественной пропаганде, а также нынешний символизм Севастополя, перешедшего внутрь российских границ, — затея крайне сомнительная и опасная. Создатели фильма, впрочем, начинали этот проект до нынешнего украинского конфликта, а потому всё, что они имели по поводу Севастополя сказать, вдруг теперь заиграло новыми красками. Но все-таки они явно понимают, что клеймить фильм будут у нас не глядя. И совершенно зря. Все три стороны (немцы здесь только в качестве мишени, как полноценных персонажей фильма их воспринимать не приходится) борются с войной — кто как может. Подчеркну: не столько даже с немцем, сколько именно с войной. И здесь деликатно соблюдены и политические, и культурные интересы всех трех сторон. Пожалуй, это не совсем то, что в условиях современного информационного фона ожидает увидеть российский зритель. То есть фильм, пугающий своим пропагандистским потенциалом, оказывается совершенно противоположным — антипропагандистским, напрочь лишенным искривленных современных оценок, и потому даже немного старомодным, советским что ли.
Во-вторых, название и трейлер настраивают зрителя на героический военный экшн с обилием взрывов, стрельбы, криков «Ура!» и торжеством советского пацифизма. Стрельба и взрывы, конечно, присутствуют. И сняты отменно — что даже удивительно для Сергея Мокрицкого, который, вообще-то, талантливый, но всё же камерный кинооператор; батальный размах, казалось раньше, не его стезя. А вот ура-патриотизм из фильма вырезан максимально тщательно. Война жутка, со всеми вытекающими из этого визуальными последствиями. Этим не заполняют весь экран и не терзают зрителя, всё опять же довольно деликатно, но натурализм всё же присутствует. Сама военная героика (а-ля «за Родину, за Сталина») — особенно это касается самой снайперши Павличенко — заменена куда более человеческими, тонкими вещами; мотивационная часть здесь просто феерична и очень сближает «Севастополь» с недавним прекрасным «Снайпером» Клинта Иствуда. Но про саму Павличенко давайте позже. В конце концов, здесь и никакой битвы за Севастополь нету: как не было её и наяву: людей бросили помирать, эвакуировав лишь часть. Всё это очень мрачный героизм, не такой, какой привычен нам в пропагандистском кино. Он ничего не воспевает, он констатирует и расшифровывает: как люди оказались такими и в этих обстоятельствах, как они подошли к этой гибели, что переживали. Подруга героини в одной из сцен, сообщая о смерти очередного боевого товарища, констатирует: «Надо жить!» Эта установка несколько отличается от «Ура! За Сталина!», согласитесь. Она сильнее и говорит куда о большем. И очень рифмуется с образом и характером самой Людмилы Павличенко.
Она здесь тоже оказалась не потому что «Родина-Мать зовёт». Её сюда подталкивал с детства отец, провоевавший полжизни и предвидящий новую войну. Он ее воспитывал как мальчика (хотя даже мальчика такое воспитание мало бы порадовало), готовил к тому, что надо жить — и выполнить эту задачу в ближайшее время будет не легко, так что лучше не расслабляться. Поэтому поход в кино Павличенко променяет на стрельбу в тире, а недвусмысленные намеки на женитьбу со стороны эталонной семейки одесских евреев воспринимает вежливо, но как бы не всерьез. Война для нее — спортивное состязание, кто больше очков выбьет. Она заигрывает с командиром, соревнуется кто больше положит немцев с одного выстрела, терзает врага, вместо быстрого отстрела ранив то в одну ногу, то в другую. Чистое ребячество. Которое постепенно перерастает в монументальный образ железной леди, или как ее прозвали в Штатах, Леди Смерть. «Ты не женщина, ты советский солдат». И этот образ актрисе Юлии Пересильд удался на пять с плюсом. Половина фильма вообще выглядит как громогласный и бескомпромиссный гимн феминизму. И с таким же громким треском это ложное впечатление разрушается. Усилиями жены американского президента, когда Элеонора Рузвельт пытается разобраться, каким образом война сделала Людмилу такой, как убила всё женское, задавив это всем солдатским. И тут из-под солдатского налёта вырывается такая оглушительная женская боль, что весь феминистический флёр становится мелким и бледным, какому место только в диванных баталиях — не в жизни. Весь этот человеческий драматизм, психологическая глубина, гуманистические мотивы персонажей — для отечественного кино про войну — просто нонсенс, подвиг и прорыв в открытый космос настоящего большого кино, а не предпраздничных ярких открыток, внутри которых не искренние слова, а дешевая безличная копипаста из интернета с бесталанной рифмой. Это поднимает Мокрицкого с его «Севастополем» настолько высоко над остальными коллегами Бондарчуками и Михалковыми, что смотришь разинув рот. И испортить это ощущение трудно, даже когда чувство вкуса Мокрицкого подводит пару раз — главным образом в случае с закадровой рок-попсой, абсолютно пошло звучащей для этого видеоряда и этих смыслов. Беда в нашем кино с саундтреками. Но хоть само кино есть. И в этом случае очень достойное.
«Битва за Севастополь» идет в кинотеатре «Факел» ежедневно в 15:55, 20:05 и 22:15. Расписание «Факела».
Алексей Ларин
5 апреля 2015