«Игра в имитацию»
Великобритания, США, 2014
Дама, детектив, триллер
16+
Режиссер: Мортен Тильдум
Актеры: Бенедикт Камбербэтч, Кира Найтли, Мэттью Гуд, Марк Стронг, Рори Киннер, Аллен Лич и другие
Вторая мировая война. Германия для координирования своих авианалетов и других военных операций использует шифровальную машину «Энигма», чью логику кодирования меняют ежесуточно. В команду криптографов, пытающихся взломать фашистский код для британской разведки, попадает молодой и самоуверенный Алан Тьюринг (Бенедикт Камбербетч), называющий себя лучшим математиком в мире. Предполагается, что взлом «Энигмы» должен стать переломным моментом в борьбе с войсками Гитлера и союзников Германии. Пока весь отдел каждый день пытается до полуночи понять хоть что-нибудь из немецкой белиберды, рассылающей по всей Европе солдат и технику, Тьюринг заявляет, что победить машину может только более совершенная машина, и принимается ее проектировать. Дела идут не быстро, с трудом построенная громоздкая анти-«Энигма» то ли не работает вовсе, то ли может думать неопределённо долго; коллеги злятся (благо у математика и без этого всего хватает странностей); власти повсюду ищут советских шпионов; Германия марширует по планете… Всё это до тех пор, пока Тьюринга не осенит.
Что необходимо заранее чётко понимать об этом фильме — это не биография в буквальном смысле. Это весьма вольные художественные размышления на историческую тему с реальным героем. По фильму может показаться, что Алан Тьюринг едва ли не единолично взломал «Энигму», что, конечно, совсем не так, сил там было потрачено немерено, в том числе и польских, а не только британских. В других аспектах упрощений тоже хватает. Но без них кино рисковало бы превратиться из неглупого легкого детектива в какую-нибудь многочасовую эпопею с парой сотен действующих лиц. Поэтому фильмы типа «Игры в имитацию» скорее призваны бегло, но ярко пересказать историю, привлекая тем самым внимание к историческому персонажу, о значимости которого знает совсем не большинство зрителей, в то время как фигура Тьюринга уж точно достойна хотя бы прочтения статьи о нем в Википедии.
Камбербетч, в этом году впервые номинированный на Оскар за главную роль, видимо, окончательно сросся со своим призванием играть гениев. Отчасти это существенно упростило авторам ленты задачу: от киношного Тьюринга изрядно веет Шерлоком Холмсом — начиная с его хамоватой самоуверенности и заканчивая тем, как он из бытовой болтовни ловко вынимает разгадку исторического масштаба. Пусть это снова упрощение, но это оставляет в фильме явные признаки интеллектуального напряжения героев, хоть малость сближая зрителя с неохватным для развлекательного кино объемом темы криптографии. К слову, на Оскар в этом году номинирован фильм про другого гения — физика-теоретика Стивена Хокинга (кстати, десять лет назад Камбербетч и этого ученого успел сыграть). Так вот «Вселенной Стивена Хокинга» совершенно не хватило причастности героя и всего фильма к науке — там одно сплошное страдание молодого человека от бокового амиотрофического склероза. На выходе получилась драма про инвалида, которым мог быть кто угодно, совсем необязательно великий физик. «Игру в имитацию» эта беда не постигла: хотя роковым деталям личной жизни героя здесь тоже внимание уделено, но полностью на себя эти сюжетные линии одеяло не утащили.
Словом, если относиться к «Игре в имитацию» не как к документу, а как к легкой фантазии на тему этого документа, то кино выходит очень крепким. Что и восемь номинаций на Оскар подтверждают. Здесь, помимо прочего, и отличная динамика развития событий, и несколько сильных драматических сцен, и лупоглазая Кира Найтли. И отличный повод почитать о том, о чем наверняка еще не читали, — в том числе, дабы восстановить справедливость, и о роли польских криптоаналитиков в деле взлома «Энигмы», что, по сути, стало фундаментом для современного хакерства.
Алексей Ларин
5 февраля 2015