Выставка в некотором смысле является еще и конкурсом: горожане могут выбрать понравившийся им проект и сообщить о своем мнении в городской отдел архитектуры (uaig@kmscity.ru, 54-61-13, ул. Кирова, 41) или в пресс-службу муниципалитета (smi_adm@kmscity.ru, 54-94-43, 54-11-08, 54-11-08 или через представительство в соцсетях (ВК, ОК)).
Как будут учитываться голоса комсомольчан — этот момент никак не регламентирован, это не публичные слушания в привычном смысле и не референдум, а просто сбор мнений в свободной форме. Поэтому речь идет о том, что мнения горожан просто будут учитываться. Но тем не менее, составить какое-то представление о том, что за монумент может появиться в Комсомольске, — необходимо.
Победителей этого конкурса определят 31 августа, а награждение пройдет на городском празднике «Живая стена» 12 сентября. Победитель получит денежное вознаграждение в размере 50 тысяч рублей; по его проекту и воздвигнут монумент. Авторов проектов, занявших второе и третье места, поощрят премиями в 30 и 20 тысяч рублей соответственно.
Впрочем, победителя может и не оказаться. Как объясняют в пресс-службе администрации Комсомольска, если специалисты сочтут, что среди конкурсантов нет достойных или выполнимых проектов, в таком случае конкурс будет признан несостоявшимся.
Если какой-то концепт всё-таки выберут, то возводиться он будет по принципу «народной стройки»: будет назван некий банковский счет, на который все желающие проспонсировать новую городскую достопримечательность смогут переводить деньги. То есть речь о строительстве объекта полностью за счет бюджета города не идет. Если победитель будет выбран, то сбор средств начнется уже в этом году.
Все работы выставлены без указания авторства. В муниципалитете говорят, что сделано это, чтобы обеспечить честную конкуренцию конкурсантов, исключив всякую предвзятость. Поэтому всем проектам присвоены номера (по какому принципу 24 проекта нумеровались от 000009 до 481515232 — загадка), этими цифрами мы и будем их обозначать, за эти цифры горожанам и предстоит голосовать, если они сочтут это необходимым. (Эти номера называются «девизами», один из авторов, видимо, понял задачу с девизом более обыденно и присвоил своей работе буквальный словесный девиз — этот проект мы поставили в конец этой статьи.)
Все проекты мы иллюстрируем одной или несколькими фотографиями. Заранее приносим извинения за их качество: по какой-то причине никто не позаботился выложить проекты в Сеть, а освещение в паркетом зале Дома молодежи и качество полиграфических материалов некоторых концептов оставляют желать лучшего.
Помимо номеров и иллюстраций большинство проектов сопровождаются описаниями. Судя по тому, что описания есть не у всех работ, а у тех, где есть, они могут существенно разниться по содержанию, — можно сделать вывод, что это требование было либо необязательным, либо недостаточно четко описанным. Редакция «Флюгера» решила не приводить целиком эти — иногда очень объемные — трактаты, нередко повторяющие друг за другом пафосные штампы про героизм, сплочение и подвиг. Мы попробуем коротко описать то, что нам стало понятно из тех материалов, которые предоставили для выставки авторы.
000009 и 0000099
Несмотря на попытку скрыть авторов проектов, в данном случае это бесполезно. Эти два концепта принадлежат авторству комсомольского художника Игоря Руттера. Ранее его идеи уже публиковались. 000009 — первое изображение, 0000099 — второе.
В описании автор сравнивает оборону Мылкинской дамбы с обороной Сталинграда, а придуманные им мемориалы — с Мамаевым курганом, где монумент «Родина-мать зовет!», а также, например, «Стены-руины», на которые как раз работы Руттера действительно похожи.
Остается не вполне понятным, как сравнивать защиту Мылкинской дамбы со Сталинградской битвой: простите, но вторая унесла жизней — миллион плюс еще число, сопоставимое с населением Комсомольска.
В первом случае монумент представляет собой барельеф (по технике ближе к древнеегипетскому койланаглифу, когда в камне вырубается почти только контур). Во втором случае скульптура более объемна.
Оба концепта предполагают исполнение из бетона.
Разместиться монумент, по замыслу автора, должен на въезде в дамбу — примерно там, где установлена памятная плита МЧС. Предполагается ли демонтаж/перенос плиты, которую открывал сам глава министерства Пучков, или эти объекты должны каким-то образом соседствовать — непонятно.
000068
Название проекта «Людям, остановившим большую воду».
В описании концепции авторы обходят стороной эмоциональный контекст и делают основной упор на экономичности изготовления, монтажа и обслуживания предполагаемого сооружения, ориентируясь на «условия ограниченного финансирования». Более того, проектировщики заложили в описание несколько вариантов изготовления скульптуры и даже подобрали исполнителя (китайскую компанию Vincentaa Sculpture Co, Ltd) и рассчитали стоимость.
Скульптуру предполагается изготовить из нержавеющей стали длиной более пяти метров и высотой 2,5 метра. Стоимость будет зависеть от качества шлифовки и полировки металла: самый дешевый вариант — 20 тысяч долларов (более 1,3 миллиона рублей по действовавшему на момент составления материала курсу), самый дорогой с зеркальной поверхностью — 50 тысяч (почти 3,3 миллиона рублей). Плюс доставка и таможенные расходы оценены еще в 10,5 тысячи долларов (почти 700 тысяч рублей). Итого в рублях стоимость колеблется от двух до четырех миллионов рублей.
Нужно отметить, что это один из немногих проектов, авторы которого не стали замыкаться только на Мылкинской дамбе. Предложено сразу три варианта размещения монумента — на дамбе, на Набережной и даже на Комшоссе. При этом проектировщики настаивают на том, что фигура человека должна быть наклонена в ту сторону, откуда пришла вода.
060894
Какое-либо описание у этого проекта отсутствует. Не указаны ни габариты сооружения, ни место его размещения — на предложенных иллюстрациях никаких гео-ориентиров найти не удается. Можно лишь субъективно судить о немалой площади задействованного участка и предположить, что по размерам он сопоставим с Мемориальным комплексом погибшим в Великой Отечественной войне с вечным огнем на Набережной.
070707
Этот проект тоже никак не описан. Указаны только материалы — бетон, гранитная облицовка, бронза. Предполагаемое место монтажа тоже неизвестно.
080664
Этот комплекс должен быть размещен на пересечении улиц Дзержинского и Орловской, первая практически упирается в четырехметровый по высоте мемориал.
Конструктивно монумент представляет собой бетонные плиты, на которые монтируются листы из нержавеющей стали. Территория вокруг должна быть вымощена тротуарной плиткой.
140295
Этот монумент предлагается поставить в районе моста через озеро Мылки. Авторы указывают, что данное место является популярным у горожан местом отдыха и купания. Разумеется, неофициальным — редакция не смогла вспомнить, когда в последний раз официальные структуры признавали это место пригодным для отдыха и купания.
Как отмечают проектировщики, «монумент представлен в образе носовой части корабля, олицетворяющей мужество и стойкость комсомольских защитников. Этот обрз также напоминает лодки, на которых спасатели плыли навстречу к терпящим бедствие людям». Территорию вокруг памятника предлагается мостить с использованием белой гальки или щебня — это должно символизировать отступившую воду.
140913
Данный концепт нам показался самым любопытным, но и скорее всего самым нереальным. Первое, что бросается в глаза в безразмерном описании проекта — редкое для местных авторов понимание того, что стелы, памятники и мемориальные комплексы хороши, когда они предназначены не только для того, чтобы просто ехать мимо и каждый раз вспоминать, сколько бессмысленных миллионов в них вгрохано. Авторы этого проекта предполагают, что сюда посетители будут ходить за необычными ощущениями. Поэтому данный комплекс предложено установить не в районе въезда на дамбу, как у большинства, а прямо на нее саму — практически в середине гидросооружения, где, собственно, люди и стояли живой стеной. Это обеспечивает близость к воде и соответствующие впечатления, ощущение некоторой стихийной опасности (хотя, конечно, в мирное время от озера Мылки ею совсем не веет). Кроме того, сама композиция куда более насыщена, чем у прочих проектов. Здесь в центре сама живая стена; справа — отметки уровней воды и информационные описания событий 2013 года; левая часть чуть занижена — спустившись туда, по замыслу авторов, посетители смогут посмотреть на работу спасателей и водолазов ниже уровня дамбы, то есть непосредственно в воде, где они укрепляли основание дамбы. Помимо этого, с одной из сторон должна быть установлена осветительная мачта, подобная тем, которые зажигали на дамбах в ночное время — своеобразный «огонь надежды».
Основная проблема здесь в том, что на дамбе что-либо подобное установить едва ли получится. Это всё-таки инженерное сооружение. Более того, в пока неясной до конца перспективе эта дамба, как и другие, должна быть перепроектирована и модернизирована. И видимо, в ходе этих работ такие монументы нужно закладывать в проект изначально, чтобы они не мешали ни обслуживанию гидрозащитного комплекса, ни работах на нем — в том числе и экстренных, в случае чего. В пресс-службе администрации города наши домыслы подтвердили — монтаж подобных сооружений на дамбе скорее всего невозможен.
Но в целом, проект, предполагающий не просто памятник, а реальную достопримечательность с притяжением для горожан, явно вызывает симпатию.
200037
Еще один интересный проект. Любопытен он в первую очередь нестандартным (по местным меркам, во всяком случае) — научным — подходом к разработке концепта. Приведем цитату из описания:
«Основным формообразующим замыслом проекта является симуляция структурно-устойчивого хаоса, который олицетворяет силу природы, прогнозируемую человечеством только поверхностно. В ходе работы над проектом применялась технология скриптинга — описания геометрии через вычислительные процессы, симуляции структурно-устойчивого хаоса по уравнениям Смейла-Вильямса и О. Ресслера, генеративная хаотическая интерационная геометрия».
Простым смертным понять это непросто. Суть популярного нынче — как в авангардной архитектуре, так и, например, в киношных дизайн-концепциях будущего — параметризма в том, что архитектурную форму в значительной степени, а то и целиком определяют машинные процессы. Грубо говоря, дизайнером здесь выступает искусственный интеллект (хотя, конечно, вычислительные алгоритмы в компьютер закладывают люди). Задаваться в таких случаях вопросами типа «что это за хреновина», «почему ваше здание такое странное» или «а что означает ваш монумент» — как правило бессмысленно.
Единственное, что можно хоть и субъективно, но однозначно отметить, что примеры параметризма по приложенной выше ссылке на Google выглядят куда более гармоничными и логичными по форме и эстетически привлекательными, чем предложенный авторами эскиз стелы.
201501
Замысел авторов здесь в том, что они взяли за основу протяженность Мылкинской дамбы, поделили на сто, чтобы не впадать в гигантоманию, и согнули эти 50 метров в дугу. Получилась железобетонная параболическая арка высотой 17,5 метра и длиной пролета между опорами 30 метров. Стоять она должна на въезде на дамбу, только на перпендикулярной оси — то есть въезжать в эту арку никто не будет.
201502
Монумент «Братство».
Еще одна композиция, которую авторы предложили установить непосредственно на самой дамбе. Причем не в середине, как в одном из предыдущих концептов, а чуть дальше к Юбилейной улице. Проектировщики описывают это каменное рукопожатие, как «воплощение идеи героического движения двух отрядов по подъему Мылкинской дамбы навстречу друг дргу и защиты города от наводнения».
204664
Высота этого каменного монумента, расположенного в районе въезда на дамбу, 5,8 метра. Отдельные фрагменты должны быть выполнены из гранита.
220283
Эта композиция должна появиться на перекрестке Орловской и Дзержинского, но не на стороне дамбы, а на противоположной — там, где во время наводнения набирали песок в мешки. Причем монумент, по замыслу авторов, должен быть немного на возвышенности, то есть для него будет отсыпан 1,5-метровый холм.
Разработчики проекта пишут, что водная стихия (камень), набирая силу, концентрируется в шаре, а рука человека (выполненная в металле) сдерживает его.
247015
В описании этого проекта прямо так и указано: размещение монумента предполагается на месте установленного памятного камня на въезде дамбы. То есть авторам затея МЧС совершенно не мила.
Здесь предполагается отсыпать площадку и — ни в одном другом проекте это не упоминалось — оборудовать парковку на 30 машиномест и автобусную остановку. От этих площадок к монументу предусматриваются пешеходные дорожки с установкой наружного освещения, лавочек и урн. Очевидно, авторы предполагают, что их монумент должен стать точкой притяжения для горожан.
Комплекс представляет собой композицию из трех фигур, удерживающих водозащитную ткань на фоне стелы в форме паруса — символ доблести и мужества защитников города. Кубические фигуры в основании изображают город в окружении наступающих волн, на одной из которых выполняется памятная надпись. Материал — монолитный железобетон. Пешедные дорожки и обходная площадка должны быть покрыты брущаткой.
Зачем к комплексу, на который достаточно один раз посмотреть, приезжать на автобусах и тридцати машинах на край города — не очень понятно.
484584
Этот четырехметровый монумент должен быть расположен на въезде на Мылкинскую дамбу с улицы Орловской.
616629
В описании проекта говорится, что монумент состоит из трех бетонных фигур, облицованных каменной крошкой. Каждая из фигур олицетворяет стойкость, мужество и сплоченность, противостоящие стихии и закрывающие собой город.
Специфично, что проект предполагает не просто скульптурное сооружение. Монумент является ядром целого гигантского парка с аллеями, лавочками и фонтанами — парк располагается вдоль Орловской улицы.
Не очень ясными здесь остаются пара моментов. Во-первых, как умудриться на месте озера Мылки разбить парк — при высотах ландшафта для таких проектов там нужно очень долго и дорого отсыпать уровень. Чтобы опять же не затопило. Отсыпать настолько дорого и много, что даже от идеи строительства нового микрорайона в этом месте (что предполагалось советскими генпланами) уже практически отказались — хотя жилая и деловая застройка экономически куда более перспективна, чем просто парк.
Во-вторых, в условиях нынешней инфраструктуры этого район непонятно, как сюда должны попадать эти женщины с колясками — по Орловской, в пыли, вдоль проезжей части, мимо несущихся машин особо не погуляешь с ребенком. Там и тротуары-то есть не везде.
824619
У этого проекта тоже нет описания. Будем считать, что здесь сиамские близнецы купаются лапшеобразных всплесках. Установка предполагается в районе Набережной — неподалеку от памятника Первостроителям в сторону лодочных станций. Высота 9,5 метра.
1200482
Здесь описания тоже нет, но и описывать толком нечего. Высота сооружения, согласно чертежам, почти десять метров. Расположиться колокол должен в районе пересечения Орловской и Дзержинского.
2301786
Этот проект включает в себя сразу четыре почти единообразно вписанных в пространство объекта на выбор. Причем два из них предполагается разместить на въезде на дамбу, два других — посередине самой дамбы.
3120394
Этот памятный знак тоже предназначен для перекрестка Орловской с Дзержинского.
09121948
Этот проект, пожалуй, самый странный из всех. Авторы вписали в неопределенный ландшафт икону Богородицы, статую Георгия Победоносца и статую Амура Укрощенного. Ни место размещения, ни габариты, ни непосредственная смысловая связь этих сюжетов с событиями 2013 года никак не указаны.
15071983
Здесь всё понятно без описания. Кроме одного момента — очень странно указаны отметки уровней воды. Если бы при уровне 9,1 метра вода была там, где указано на данной визуализации, Комсомольск с воздуха обнаружить было бы уже очень непросто.
481515232
Здесь автор изобразил камень в форме волны. Установка предполагается рядом с въездом на дамбу. Высота почти пять метров.
«Гвозди бы делать из этих парней»
Последний, 24-й концепт. Этот тот самый проект, автор которого слово «девиз» понял слишком буквально и фривольно применил Маяковского вместо цифрового шифра.
Здесь образность подобна той, что использовало большинство авторов других проектов — полотно водоналивной дамбы, люди. Авторы отмечают, что причудливые очертания человечков были навеяны бесформенными комбинезонами, в которых работали спасатели. Утолщение фигур внизу создает ощущение устойчивости, указывает на крепость и нерушимость.
Помимо этого авторы предлагают этот концепт для фонтана — тогда фигуры людей будут стоять в прорывающихся потоках и брызгах воды. Расположить такой фонтан, по мнению проектировщиков, лучше всего на Набережной вблизи Амура.
18 августа 2015