О чем речь
Начиная с 15 февраля по понедельникам «Флюгер» в своих представительствах в социальных сетях (ВК, ОК, FB, Tw) будет публиковать таблицы сравнения цен на продукты. Таблицы будут формироваться из данных, полученных днем ранее путем обхода городских торговых точек. Из этих таблиц можно будет узнать текущие цены на отдельные продовольственные товары в нескольких торговых сетях Комсомольска и наблюдать динамику роста или снижения цен.
Какие взяты товары
Мы составили для себя нечто вроде продовольственной корзины, в которую включили более полутора десятков продуктов массового потребления. Причем во многих случаях мы фиксируем цены на товары конкретных брендов, поскольку между разными брендами могут быть крайне существенные перепады цен, обоснованные не только политикой торговой сети или спецификой ее логистики.
Перечень попавших в таблицу брендов не означает, что именно эти продукты употребляют в пищу сотрудники редакции. Сперва мы отобрали марки и сорта, которые объективно наиболее распространены в продаже. Затем из получившихся шорт-листов мы выбрали по одному наименованию, которое субъективно приемлемо по качеству и демократично по цене.
Почему взяты именно эти торговые сети
Для сравнения мы взяли семь относительно крупных торговых сетей супермаркетов Комсомольска, в которых встречается большинство продуктов, отобранных для анализа цен. В основном сотрудники редакции для сбора информации о ценах посещают одну торговую точку одной торговой сети. Однако возможны исключения. Также возможны ситуации, когда в разных магазинах одной сети одни и те же товары имеют разную стоимость (такие случаи мы зафиксировали, например, в Bitte). Подобные вариации могут быть не отражены в таблице. Но если сотрудники редакции столкнутся с такими различиями — в таблицу будут включены наименьшие значения.
Предвидя вопросы о том, почему нет «Амбы», «Светофора» или чего-то подобного, объясняем. Сети, формирующие свой ассортимент намеренно из самых дешевых продуктов, зачастую отличающихся низким качеством, нам мало интересны. Мы решили, что не можем себе позволить всерьез сравнивать цены на чай «Голд Бонд», просто потому что Amba не считает «Липтон» (или что-то сходное по качеству) подходящим для своих прилавков. И это происходит с подавляющим большинством групп товаров. Кроме того, торговые сети, ориентированные на дешевые товары, как правило вопиюще халатно относятся к выкладке продукции, удобству ориентирования покупателя в магазине, санитарии, наличию ценников и другим нюансам, влияющим на комфорт клиента.
Арифметические тонкости
Сформировав продуктовую корзину и собрав данные о ценах в конкретной торговой сети, мы высчитываем суммарную стоимость всего продовольственного набора. Однако в эту сумму мы не будем включать товары, которые хотя бы в одной из сетей не представлены. Например, в магазинах A, B и C есть соль, а в магазине D ее нет. Будет некорректно для первых трех считать стоимость корзины с солью, а для четвертого без нее — цифры не получатся репрезентативными. Поэтому в подобном случае соль будет исключена из расчетов для всех торговых сетей.
Еженедельно мы будем высчитывать минимальную стоимость всей нашей продовольственной корзины: это та сумма денег, которую мы бы потратили, если бы купили все выбранные нами продукты в разных магазинах — там, где это обойдется дешевле всего. Например, крупу в одном, молоко в другом, а водку в третьем. Так, 14 февраля 2016 года нам для этого пришлось бы отправиться за покупками в четыре разных магазина, тогда мы бы потратили минимальную сумму — 1218 рублей 60 копеек.
Также мы будем указывать, насколько эта сумма меняется от недели к неделе.
Формальности
Редакция не несет ответственности за некорректно указаные стоимости товаров на ценниках в торговых точках.
Редакция не берет на себя ответственность за абсолютную точность представленных данных и не намерена вступать по этому поводу в какие-либо споры с представителями торговых сетей.
Проект не является рекламным. Редакция «Флюгера» не принимает никаких коммерческих предложений, связанных с этим проектом.
15 февраля 2016