Как следует из Постановления администрации, для оповещения горожан о содержании нового проекта муниципалитет проведёт собрания в округах, устроит выставки, организует выступления чиновников и разработчиков нового генплана. В частности, собрания уже запланированы на декабрь.
В Центральном округе такое мероприятие пройдёт в актовом зале администрации ЦО (пр. Интернациональный 10/2) 3 декабря в 18:00. В Ленинском округе граждан соберут на следующий день, 4 декабря, в актовом зале администрации ЛО (ул. Калинина 6) также в 18:00. Экспозиции с материалами проекта должны разместиться в Управлении архитектуры города на Кирова 41.
Сами же общественные слушания проведут в заочной форме: отзывы будут принимать в письменном виде в канцелярии Управления архитектуры и в электронном виде по почте uaig@kmscity.ru в течение трёх месяцев со дня опубликования проекта (документ появился в открытом доступе на сайте муниципалитета 6 ноября).
Карта границ города / Изображение с сайта администрации Комсомольска
Предыстория
Разумеется, комсомольчанам следует отнестись к процессу внесения изменений в градостроительный план со всей серьёзностью. Однако, впечатлившись значительной масштабностью задуманных изменений, мы решили, что вероятность стопроцентного воплощения в жизнь предлагаемого проекта тоже нужно оценивать трезво. Поэтому «Флюгер» бегло ознакомился с прежним генпланом Комсомольска, чтобы понять, какие из значимых его положений остались только на бумаге.
Текущий план города был разработан в 1984 и утвержден Постановлением Совмина РСФСР в 1987 году после 20-летнего действия предыдущего от 1967 года. Причём срок действия плана был неограниченным. В 1987 году проектировщики предполагали следующее.
- Население города должно было вырасти с 317 тысяч человек (по состоянию на 1 января 1987) до 500 тысяч. Небольшой рост численности горожан действительно отмечался в течение нескольких лет, но уже в середине 90-х годов наметилось постоянное снижение численности. К сегодняшнему дню население Комсомольска составляет лишь чуть больше половины того числа, которое предполагалось проектом 80-х годов.
- Увеличение площади города более чем в полтора раза — с 4,5 тысячи гектаров до 7,3 тысячи. Сегодня площадь Комсомольска составляет уже 32,5 тысячи га.
- На проспекте Ленина и Комшоссе (в то время ещё Комсомольский проспект) предполагались разноуровневые транспортные развязки.
- Трамвайная линия должна была вырасти до 43 километров, а автобусная до 156. По факту, сегодня и трамвайная, и автобусная линии существенно длиннее — 69 км и 815 км соответственно. Зато в городе должна была появиться троллейбусная сеть.
К сожалению, «Флюгеру» не удалось нигде найти графических изображений старого генплана, только описание. Зато в нашем распоряжении оказались куда более странные чертежи совершенно неясного происхождения, полностью сбивающие с толку. В частности, карта зонирования территории города 2008 года, составленная неким Институтом урбанистики. Вполне возможно, что это фрагмент документации какой-нибудь не утвержденной предыдущей попытки корректировки генплана. А может, и что-то другое.
Скачать эту схему в большом размере можно по ссылке.
Обратите внимание, что на этом чертеже город состоит из трёх округов (такого не планировали даже в 1987 году). Третий округ располагается за мостом через озеро Мылки — тут доминируют многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, но есть и обособленный деловой центр.
Усугубить можно ещё и рассказами жильцов так называемого района Новое Ленина, которые, получая квартиры в начале 90-х годов, слышали обещания, что здесь по проспекту Ленина пойдёт трамвайная линия (ну а зачем, если задуматься, нужно вообще это странное трамвайное кольцо на площади Володарского?).
Ну а это изображение и в комментариях не нуждается.
Впрочем, очевидно, что никакого отношения к реальной жизни все эти картинки и рассказы не имеют, сколь интересными они бы ни были. Вернёмся к реалиям.
Теперь — почти тридцать лет спустя — специалисты проектного института при Академии архитектуры (ЦНИИП) разработали проект внесения изменений в генплан Комсомольска. Нужно понимать, что хоть сегодня этот план будет представлять администрация с новым руководителем, сам проект разрабатывался ещё при Михалёве. На сайте администрации его создание упоминается, по меньшей мере, с 2012 года. А контракт с ЦНИИП был заключен в апреле 2013. В том же году и планировалось завершить проектирование, но грянуло наводнение, сразу указавшее на ряд недочётов нового генплана. И в него принялись вносить изменения. Впрочем, по обнародованным материалам не представляется возможным оценить задумки разработчиков по инженерной защите города от наводнений.
Кстати, контракт с проектировщиками ЦНИИП обошёлся городу в 4 миллиона 170 тысяч рублей.
Проект охватывает период с 2013 по 2033 год (13-й год тут, видимо, фигурирует из-за смещений в сроках разработки). Таким образом, новый облик города мы должны увидеть уже через 18-19 лет.
К сожалению, никакой презентабельного уровня графикой материалы проекта пока не сопровождены. Кроме гигантских, несовременных и не очень простых для понимания план-схем ядовитого окраса. Поэтому для визуализации будем пока довольствоваться тем, что есть.
Мы будем использовать фрагменты обнародованных схем. На сайте администрации они выложены в таком размере, который сможет обработать не каждый компьютер. Мы их чуть уменьшили для вас. Скачать две схемы можно здесь и здесь.
Варианты планировки города
ЦНИИП градостроительства РААСН предложил три варианта развития планировки Комсомольска.
На прилагающихся к проекту схемах варианты планировки никак не отражены, поэтому пока остаётся включить воображение.
Первый вариант предполагает слияние двух городских округов по берегу Амура, в районе Судостроительного завода и микрорайона Парус. Этот вариант подразумевает замену поселков, расположенных в городской черте, на более плотную многоэтажную застройку. В данном случае один из подцентров города будет располагаться на территории завода «Парус», он рассматривается как второе общественно значимое место города после исторически сложившегося центра. В нём возможно развитие деловой функции, а также создание гостинично-туристического комплекса высокого класса с сопутствующим набором торгово-развлекательных учреждений и общепита. Также второстепенные подцентры развития будут созданы в районе поселка Менделеева и около озера Мылки.
Второй вариант акцентируется на развитии северо-западной части города, возводя кварталы вокруг Амурсталевской сопки и вдоль улицы Лазо, соединив таким образом Центральный и Ленинский округа. Это потребует перепрофилировки и переноса промышленных площадок, расположенных в тех районах (например, хлебозавод, полуразрушенное здание мелькомбината, завод ПТО, УМ-3). Общегородской общественный центр, как и в первом варианте, предполагается развивать на базе микрорайона Парус и вдоль Силинки далее на север.
Третий вариант предлагает застройку в северном направлении, вдоль Силинки и Северного шоссе. Имеющиеся в районе шоссе промышленные площадки (например, бывший гравийный и сернокислотный заводы, база Спецстроя) предполагается вынести на восток города, в район Хорпинского шоссе. Освободившееся место позволит объединить поселок Амурсталь и микрорайон Дружба с основной городской застройкой и продолжить развитие города в северном направлении. Таким образом, общественным центром города станет район улиц Ленина, Кирова и Северного шоссе.
Жилищное строительство
Согласно плану, к 2033 году численность жителей Комсомольска должна увеличиться до 350 тысяч человек. Однако эту цифру авторы проекта не обосновывают ничем.
Для обеспечения населения жильем под многоэтажную застройку будут выделены участки в южной части Центрального округа, от существующих улиц (Аллея Труда, Гамарника, пр. Ленина, Дикопольцева, Юбилейная) до Мылкинской дамбы и озера Мылки.
© ДубльГИС — Городской Информационный Справочник
В Ленинском округе высотками застроят квартал, ограниченный проспектами Победы и Московским, Комсомольским шоссе и Дворцовым переулком.
Среднеэтажная и малоэтажная застройка будут вестись в микрорайонах Парус, Дружба и Таежный. Также планируется серьезное расширение поселков Силинский, Чкалова, Комсомольск-Сортировочный, микрорайонов Попова и Старт. Там будет вестись строительство индивидуальных домов.
Дорожное строительство
Среди проектов регионального значения предусмотрена реконструкция и строительство автодороги «Комсомольск-на-Амуре — Березовый — Чегдомын», организация нового транспортного узла в Селихино на пересечении линии БАМа и новой магистрали «Находка — Лазарев», строительство продуктопровода на участке от Комсомольского НПЗ до поселка Де-Кастри, а также строительство или реконструкция мостового перехода через Амур.
На муниципальном уровне планируется строительство двух новых магистралей, соединяющих Центральный и Ленинский округа, со строительством новых мостов через Силинку.
Первая дорога пройдет по северной границе Амурстали (с транспортной развязкой на перекрестке с Северным шоссе) и затем вдоль железнодорожных путей мимо станции Дземги и по северной оконечности Ленинского округа до грузового порта в поселке Менделеева. Эта дорога уже частично построена, на участке от Комсомольского НПЗ до порта и использовалась для транспортировки реакторов комплекса гидрокрекинга на нефтезавод.
Второй мост соединит Ангарский переулок и улицу Пермскую, далее дорога пойдет через поселок Парковый, по южной оконечности поселка Победа и соединится с Комсомольским шоссе в районе улицы Уральской.
Будет построен новый въезд в город с развязкой от Хумминского шоссе (в районе южной оконечности Хапсоли) до нового Ленина по берегу озера Мылки.
Помимо этого, будут построены транспортные развязки в районе ж/д переезда в микрорайон Таежный и на улице Орловской в районе новой многоэтажной застройки.
Также будет вестись реконструкция уже существующей сети и постройка дорожной сети в новых кварталах. В рамках развития транспортной инфраструктуры города будет возведен новый автовокзал, включенный в единый комплекс с существующим железнодорожным вокзалом.
Экономическая инфраструктура
В соответствии со Стратегическим планом устойчивого социально-экономического развития Комсомольска до 2025 года, в городе предполагается формирование Дальневосточного центра по переработке сырьевых ресурсов, древесины, газохимии и производству алюминия. Также планируется создание особой экономической зоны производственного типа, где смогут разместиться предприятия по переработке уникальных природных ресурсов Дальнего Востока, строительство лесной биржи, формирование промышленных парков на базе производственных площадей обанкротившихся предприятий. На базе КнАГТУ и КнААЗ будет создан нанотехнологический центр по линии госкорпорации Роснано. Про конкретные площадки под строительство тех или иных промышленных предприятий в проекте не упомянуто.
Социальные объекты
В городе до 2020 года будут построены три новых детских сада: в новом жилом районе Мылки (сам район тоже предполагается построить) и в поселках Силинский и Менделеева (осталось неясным, тот ли это детский сад, который был недавно сдан в поселке, или там будет построен еще один). В сумме эти сады предоставят 850 новых мест для детей. К 2023 году будут построены две новые школы на 1176 мест каждая — в поселке Хапсоль-2 и в поселке Чкалова.
Расширится онкологический диспансер на Уссурийской улице. В нем появятся четыре новых корпуса: консультативная поликлиника с диагностическим центром, радиологический корпус, пансионат и патологоанатомическое отделение. Закончить строительство планируется до 2025 года.
В микрорайоне Амурсталь появится Центр здоровья с установкой МРТ, межрайонный перинатальный центр и корпус детской городской больницы. Детская поликлиника будет построена в Ленинском округе, недалеко от пересечения Ленинградской улицы и Дворцового переулка. Также проектом запланирована реконструкция уже существующих медицинских учреждений.
Среди учреждений социальной защиты населения появится центр адаптации граждан,
попавших в трудную жизненную ситуацию, созданный на базе бывшего детского дома № 34 по улице Советской 20. В микрорайоне Таежный будет построен пансионат для пожилых людей.
В центральной части Ленинского округа, в районе проспекта Победы планируется строительство кино-концертного комплекса.
В окрестностях города также будет создана культурно-рекреационная зона с этнопарком и другими музеями под открытым небом, освещающими вехи освоения Дальнего Востока, историю строительства Комсомольска, культуру коренных малочисленных народов Севера.
Из спортивных сооружений до 2025 года в городе будет построен ледовый дворец на улице Дзержинского, дворец спорта в районе Вокзальной 72 и спортивный зал около стадиона Авангард. Также к 2017 году планируется завершить строительство бассейна на перекрестке улиц Копылова и Ленинградской.
Экология
До 2020 года администрация хочет провести расширение и реконструкцию городской свалки в микрорайоне Старт и ликвидировать шламонакопитель борогипса на территории Сернокислотного завода с последующей рекультивацией территории.
Также в планах:
- ввести в эксплуатацию пиролизную установку по переработке резинотехнических изделий и пластика на базе МУП «Спецавтохозяйство»;
- наладить переработку металлургического шлака в щебень и песок для дорожного строительства и цементного производства на территории ОАО «Амурметалл»;
- переработку животных отходов комсомольской птицефабрики;
- организовать прием и обезвреживание нефтесодержащих отходов на территории предприятий ООО «Сталкер», МУП «САХ СУГ», ООО «ДВ-промпереработка».
Заключение
Открытыми для нас остаются три вопроса.
Во-первых, денежный. Разумеется, здесь ни о каких рублях речи нет, поскольку рассчитывать стоимости до 2033 года не станет ни один человек, находящийся в своём уме. Хотя, конечно, и в рамках сегодняшних цен тоже интересно было бы посмотреть на цифры. В любом случае, по масштабам очевидно, что речь идёт о баснословных деньгах, происхождение которых, мягко говоря, туманно.
Во-вторых, конечно же долгосрочные планы всегда интересны тем, что через какое-то время они могут стать никому не интересны. Наивно полагать, что кто-то из нас с вами в 2033 году разыщет Михалёва или хотя бы Климова (не говоря уже о разработчиках генплана) и спросит, мол, а где же наша транспортная развязка. Никто ведь сегодня не задаёт никому подобных вопросов о троллейбусах из проекта 1987 года. То есть степень чьей-либо ответственности за реализацию подобного проекта (на разработку которого, повторимся, потрачено четыре миллиона рублей и сколько-то еще потратят на его трёхмесячную популяризацию) не понятно на кого не ложится. Какой-нибудь новый глава города где-нибудь в 2024 году вступит в должность, посмотрит на этот план и, вполне возможно, бросит его в камин. Мол, о каких дорожных сетях там речь, когда по всему миру транспорт летает на воздушных подушках? Учитывая приближение технологической сингулярности, всё возможно.
В-третьих, очень хочется верить, что муниципалитет за три месяца представит общественности что-нибудь ещё, кроме 110-страничного документа, который осилить способны далеко не все, и трёх гигантских картинок, которые не всякой мощности компьютер в состоянии открыть и показать. Что-нибудь более современное, привлекательное. Что-то, что привлечёт внимание горожан и возбудит их интерес к тому, что происходит и, возможно, будет происходить с городом. Для нас всех это должно быть очень важным. Собственно поэтому мы и написали эту статью.
Материал подготовили Антон Маркелов и Алексей Ларин
Заглавное фото — Алексей Блажин
10 ноября 2014